ПРИБОР
ПРИБОР
1) широкий класс устройств, предназначенных для измерения, контроля, регулирования, управления, защиты, вычислений, изображений и т.п.; 2) многие специальные приспособления к машинам, выполняющие какую-л. самостоятельную часть действий машины.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ПРИБОР
познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. По специфике получаемой информации приборы делятся на качественные и количественные, по своим функциональным характеристиками — на приборы-усилители, анализаторы, преобразователи и регистраторы. (См. фундаментальные исследования, эксперимент, инновации).
Ф.В. Лазарев
Ф.В. Лазарев
ПРИБОР
в научном познании) – любой естественный или искусственный материальный предмет, позволяющий открыть и зафиксировать количественные или качественные свойства познаваемого объекта. С помощью прибора формируется предмет познания (та сторона объекта, которая интересует ученого). В классической науке (XVII-XIX вв.) прибор трактовался как сугубо нейтральный посредник между субъектом и объектом познания. В современной науке (физикамикромира, социология) возникает проблема учета воздействия прибора на изучаемый объект. С точки зрения современного (неклассического) понимания научной рациональности ученый имеет дело не с объектом как таковым, а ссистемой объект – прибор.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Прибор
средство познания, применяемое для регистрации различного рода измерений. Роль приборов в совр. научном познании чрезвычайно возросла. Они являются своеобразными усилителями органов чувств человека, позволяют исследовать материальные объекты, недоступные непосредственному восприятию. Ошибочная трактовка возросшей роли П. в познании, их субъективизация породили т. наз. «приборный идеализм». Его основой явилось положение о якобы «принципиальной координации» объекта и прибора, а также «принцип неконтролируемости», согласно к-рому процесс измерения, определения тех или иных свойств микрообъектов вызывает «неконтролируемые нарушения». Представители «приборного идеализма» (П. Иордан и др.) утверждают, что посредством П. субъект «приготовляет», создает физическую реальность.
Источник: Философский словарь. 1963
ПРИБОР
средство познания, применяемое для наблюдения, регистрации и описания различного рода измерений. П. в научном познании выступает как своеобразный посредник между познающим субъектом и познаваемым объектом, усилитель органов чувств человека, позволяющий исследовать материальные объекты, недоступные непосредственному восприятию. Совр. экспериментальные установки обычно состоят из совокупности П., выполняющих различные функции: одни изолируют, выделяют, вычленяют и в этом смысле “приготавливают” объект исследования; др. непосредственно воспринимают сведения о состоянии и свойствах изучаемого объекта; третьи фиксируют определенным способом результаты взаимодействия П. с объектом в виде световых или звуковых эффектов, следов на фотопластинке и т. п. Возрастающая роль П. в научном познании обнаруживается в том, что вычленение и изучение различных объектов во мн. зависят от технической оснащенности исследователя. Ошибочная трактовка роли П. в познании, ее субъективизация породили т. наз. “приборный идеализм”. Его представители (П. Иордан и др.) утверждают, что посредством П. субъект создает физическую реальность (объект).
Источник: Философский энциклопедический словарь