ПРИБЕЖИЩЕ

Найдено 1 определение
ПРИБЕЖИЩЕ
(санскр. s aran a, тиб. skyabs) — понятие, обозначающее стремление лица духовно окормляться учением Будды, испытывая доверие к Закону (дхарма) и к его носителям, членам Общины (сангха). Ещё в древности была выработана формула клятвенного обета «трёх прибежищ», произносимого как при посвящении в буддийские монахи и монахини, так и мирянами, желающими приобщиться к этому религиозному знанию. Нужно было трижды произнести: «Уповаю на Просветлённого, как на прибежище, уповаю на Закон, как на прибежище, уповаю на общину, как на прибежище. О Благодатный, прими нас под свою защиту отныне и до кончины!» (см. также Три драгоценности). В Ваджраяне понятие «трёх П.» дополнялось и зачастую заменялось понятием внутренних П., или «трёх корней» (тиб. rtsa-ba gsum): учитель (гуру), божество созерцания (йидам) и защитники Учения, в том числе дакини. В тибетском буддизме такая формула справедлива для школ нового перевода (сарма), тогда как в древней школе (ньингма) внутренними П. считались: гуру, дэва, дакини. Со временем выработались особые практики П. и соответствующие им тексты. В них описываются шестьвосемь основных положений, которые используются в различных ритуалах. 1) Общебуддийское П. Трёх драгоценностей, но здесь «Уповаю на Просветлённого» означает П. у всех будд. Четвёртой «драгоценностью» здесь называют ламу. 2) П. мандалы (своего рода «поля духовности), в центре которой восседает Будда в окружении учителей, йидамов, будд, бодхисаттв, пратьека-будд, защитников Дхармы и т.д. Эту мандалу нужно уметь созерцать (визуализировать). 3) П. у шести хранителей и защитников Учения: учитель-настаник (лама), Будда, Дхарма, Сангха, хранители и защитники Дхармы, при этом требуется созерцать Ясный свет. 4) П. бодхи-читты — порождать в сострадательном уме волю, или устремление, к Просветлению: «Пусть я обрету Просветление во благо всех живых существ». 5) П. «семичленной молитвы» (для избавление от страстей как ядов сознания). 6) П. четырёх безмерных качеств: любовь (майтри), сострадание (каруна), радость (мудита), невозмутимость (упекша) — их надо развивать по отношению ко всем живым существам.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
379.09 кб

Прибежище в ламе как особенность Ваджраяны

Коротецкая Лариса Михайловна
Важной особенностью Ваджраяны является четвертое, «внутреннее » Прибежище Учитель, или Лама. Лама в Алмазном пути «ключ» к глубоким наставлениям и поучениям.