один из универсальных видов деятельности. П. есть субъектно-объектное отношение, в котором объект любой природы изменяется или сохраняется в соответствии с замыслом субъекта (отдельного человека, группы, общества). Это отношение не сводится к физическому П. или обыденной «практике» («реальной жизни»). Оно может иметь место в любой деятельности: организации человеческих отношений (в той мере, в какой они поддаются объективации), в воплощении эстетического замысла, в решении познавательных задач. Установить, является ли данное действие П., можно только функционально: если в нем реализуется какой-то замысел, то да – в соотношении именно с этим замыслом.
П. ориентируется на базовые ценности пользы (экстерогеннная ценность) и богатства (интрогенная ценность). В первом аспекте П. выступает как труд («преодоление трудностей»), во втором – как самодеятельность (самореализация субъекта). Это различие основных аспектов П. сохраняется при любом конкретном наполнении представлений о критериях пользы и природе богатства. Во всяком случае, польза не сводится к технико-экономической эффективности, богатство – к его денежному выражению, а П. в целом – к «чувственно-предметной деятельности».
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 148-151; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 180-183.