представление знаний

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

представление знаний

Когнитивная наука задается вопросом, как живые организмы сортируют объекты окружающего мира по категориям. Объект может относиться к любому периодически встречающемуся классу переживаний — от конкретной сущности до абстрактной идеи. Поэтому классификация играет решающую роль в восприятии, мышлении и языке и является важным фактором жизнедеятельности как таковой. Существует много подходов к проблеме классификации. Дедуктивные подходы — такие, как искусственный интеллект,— начинают с символьных имен и описаний для уже имеющихся категорий. Когнитивное моделирование исходит из представления, что такое символьное взаимодействие имеет сходство со способами классификации, используемыми нашим мозгом. Ожидается, что со временем этот подход объединится с индуктивным подходом, пытающимся смоделировать аппаратное обеспечение нашего мозга. В моделировании человеческой жизнедеятельности оно исследуется в ходе экспериментов по тому, как и что люди классифицируют. Психофизическая категоризация исследуется при испытании пределов распознавания и идентификации. Психофизика изучает, насколько малые физические различия мы можем различить и какие классы стимулов можем с достоверностью определить, и она также хочет узнать, каково отношение между физической интенсивностью стимулов и психологической интенсивностью ощущения, которое они вызывают.
Структурные Теории подчеркивают, что отношения между свойствами составляют важную информацию о паттерне. Структурная методология для систем приобретения знания сосредоточена на выделении бессознательного различения паттернов, не требуя от опрашиваемых обобщений, выходящих за тот уровень, на котором делаются различения в повседневной практике. Во многих случаях требование к опрашиваемым представить свое знание в другом представлении вызывает ошибку и снижает качество функционирования. В своем эссе «О театре марионеток» Генрих фон Клейст рассуждает об опустошающем воздействии самоосознания на естественное изящество человеческого существования и движение танцора. Феноменологическая критика репрезентационализма в когнитивной науке отвергает мнение, что состояния представления определяют и объясняют взаимодействие человека с окружением в его самом фундаментальном виде. Она отбрасывает идею, что отношение индивида к миру заключается только лишь в отношении содержания человеческого сознания к миру объектов, событий и связей, как представленному в этом содержании. Она возражает, что самые богатые и разнообразные возможности человеческой деятельности бесспорно относятся к нераздумывающе-му, привычному действию, из которого состоит большая часть нашей повседневной деятельности, и что большая часть из них успешно выполняется именно в отсутствие руководства или вмешательства со стороны сознания. Когнитивная психология предполагает, что подавляющее большинство людей не знакомы с процессами осознавания того, что происходит в человеческом сознании. Многие функции, связанные с восприятием, памятью и обработкой информации, выполняются до и независимо от сознательной активности, и то, что представляется сознанию спонтанным, есть результат скорее ментальных процессов, чем процесса мышления как такового.

Источник: Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
направление методологии науки и системных исследований, изучающее прагматические характеристики научного знания, т. е. зависимость организации знания от требований деятельности, в которую его предполагается включить.
Идеология представления знаний как самостоятельная исследовательская программа возникла в 1970-х гг. в русле критики позитивистского понимания научного знания как логикотеоретического идеала организации всех форм человеческого опыта. Программа представления знаний вплотную примыкала к постпозитивистским направлениям критики, существенно дополняя их в структурном плане. В ее основе лежала парадигматическая модель научного знания, согласно которой последнее существует в науке и за ее пределами не в некой единой, стремящейся к позитивистскому логизированному идеалу форме, а в виде конечной парадигмы — набора специальных представлений, по аналогии с лингвистическими парадигмами (глагол, напр., представлен в языке »виде списка его изменений по лицам, числам, временам и т. д.). Значительное влияние на философские исследования проблемы представления знаний оказало развитие кибернетики, где специальная трактовка представления знаний занимает центральное место в работах по искусственному интеллекту. В прикладной сфере представление знаний является объектом интенсивного исследования применительно к процессам передачи информации и построению информационных систем. Идеи представления знаний базируются на понимании науки как постоянно развивающейся системы знания, в которой специальным образом закрепляются формы человеческого опыта. Каждый содержательный фрагмент этой системы может быть (в зависимости от включенности его в ту или форму деятельности) представлен различным образом. Его принадлежность к научному знанию определяется его связями с системой в целом, благодаря которым он может быть опознан, развернут и интерпретирован как фрагмент знания той или иной научной дисциплины. Для того чтобы в развитии знания мог принимать участие каждый член научного сообщества, само научное знание должно быть представлено в дискретной, обозримой форме, фрагменты которой «человекоразмерны», т. е. доступны одному человеку для продуктивного усвоения и работы. Вместилищем информации о состоянии знания, способах его обработки, о группировке и отношениях участников сообщества в работе со знанием в каждый момент времени выступает массив дисциплинарных публикаций.
Представление знаний в массиве публикаций дает возможность определить как «пространственные» (связи с другими фрагментами и их объединениям), так и «временные» (расстояние во времени от переднего края исследований) координаты каждого фрагмента. Структура массива дает возможность представить актуальное знание дисциплины (находящееся в данный момент в обработке), отделив его от дисциплинарного архива. Корпус актуально действующих в данный момент времени публикаций расчленен на «эшелоны», находящиеся на различном удалении от переднего края исследований. Для участников эти «эшелоны» выступают в виде стандартизованных жанров публикации (статья, обзор, монография, учебник). Научное знание в каждом «эшелоне» представлено специальным образом и организовано по различным основаниям.
Рукописи статей на «входе» массива публикаций сообщают о результатах исследования, но отнюдь не являются исследовательскими отчетами. В статье результат представлен только той частью, которая может быть интерпретирована в понятиях данной дисциплины и претендует на статус вклада в развитие дисциплинарного знания. Тем самым ученый как бы выставляет свой вклад на разнообразную и теоретически бессрочную экспертизу (рецензирование и оценка рукописи, чтение и оценка статьи, использование ее содержания в пополнении или перестройке знания по какой-либо проблеме и т. д.). Правами эксперта в той или иной форме обладает любой коллега, точно так же как автор данной статьи приобретает это право относительно всех остальных публикаций дисциплины. Участие в экспертизе повышает профессиональный статус ученого (членство в редколлегиях журналов, выборные должности и т. п.). В свою очередь растет статус и увеличивается срок действия тех фрагментов знания, которые в результате экспертизы меняют форму представления, переходя из одного эшелона в другой (из статьи в обзор, из обзора в монографию и т. д.).
Этот механизм превращает знание, научное по определению (результат научного исследования, находящийся в некоторой связи с другими результатами и компонентами дисциплинарного знания), в знание, научное по истине (встраивается в структуру основополагающих теоретических и нормативноценностных представлений данной дисциплины). В конце процесса исследовательский результат практически утрачивает свои генетические связи с исследованием, с позицией индивидуального автора или некоторой научной группировки. Он становится научным фактом (законом, эффектом, константой, переменной и т. п.), связанным только с другими элементами научной системы, элементом вечного (на сегодняшний день), точного научного знания.
Представление об актуальном состоянии дисциплины в це- лом базируется: на достигнутом на данный момент уровне целостного изображения научного содержания дисциплины в ее учебных специализациях (эшелон учебников); состоянии систематического рассмотрения наиболее крупных проблем (эшелон монографий); направлениях наиболее интенсивного исследования и подходах к изучению каждой проблемы (эшелон обзоров); способах исследования, полученных результатах и именах исследователей (эшелон статей).
Представление научного знания в образовании и практических сферах деятельности традиционно базировалось на соответствующим образом реорганизованном содержании эшелона учебников (напр., справочники по физике для элейротехников, по математике — для строителей, по физиологии — для зоотехников и т. п.). Т. о., в практику передавались результаты науки, полученные 15—20 лет назад.
Ситуация кардинально изменилась в сер. 20 в. в связи с развитием междисциплинарных и прикладных исследований. Прогресс во многих отраслях науки и технологии в значительной мере стал зависеть от максимально быстрого использования исследовательских результатов. Для решения этой задачи Создана быстро развивающаяся сфера информационного обеспечения, которая основывается, с одной стороны, на широком взаимодействии ученых, информационных специалистов и потребителей информации (прежде всего различного рода комплексной экспертизы), а с другой — на развитии новых областей исследования (в частности, целой группы т. н. «когнитивных наук» и создание экспертных систем) и информационных технологий.
Особой формой представления знания стало научно-техническое прогнозирование. Специальные типы прогнозов оценивают современное состояние общества, науки и технологий. Один из них оценивает те возможности, которые открывает развитие науки и технологии, но которые по чисто ресурсным соображениям могут быть реализованы только выборочно. Другой тип (т. н. нормативное прогнозирование) ставит своей задачей анализ будущих потребностей общества в новом знании и его технологических приложениях.
Лит.: Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980; Поспелов Д. А. Представление знаний. Системный анализ.— В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. М-, 1985.
Э. М. Мирский

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
651.22 кб

ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ В ФОРМАЛЬНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗНАНИЙ

Ковалёв Сергей Протасович, Родин Андрей Вячеславович
Понятие знание, которое используется в компьютерной науке, не включает в себя обычное для философской эпистемологии требование обоснования знания. Такое положение вещей имеет глубокие корни в истории философской логики в XX в.
Читать PDF
14.58 мб

Мониторинг как метод исследования и представления знаний

Фарман И.П.
В статье рассмотрен мониторинг в эпистемологическом контексте и охарактеризован как перспективный метод познавательной практики и опытной науки.
Читать PDF
220.30 кб

Представление декларативных знаний в диалоговой транзации

Чмырь И. А.
Статья посвящена исследованию и моделированию внутренней структуры транзакции эротетического диалога с конечной целью построения искусственного антропоморфного диалогового агента.
Читать PDF
14.44 мб

Природа зла и ложное знаниев древнерусских представлениях

Щеглов Андрей Петрович
В древнерусской философской мысли зло имеет определенный гносеологический аспект. Гносеологический смысл проявления зла предстает как недостаток и искажение подлинного знания.
Читать PDF
131.69 кб

Представление истины как самоорганизующейся системы знания

Ухов А. Е.
Читать PDF
341.17 кб

Представление истины как самоорганизующейся системы знания

Ухов Артем Евгеньевич
Предпринята попытка интерпретации знания как нелинейной неравновесной системы, стремящейся к состоянию стабильности.
Читать PDF
100.54 кб

Философская санация представлений об истинноcти научного знания

Гайворонский Б. П.
Данная статья представляет собой не чисто научное исследование, а, образно говоря, философскую санитарную обработку (санацию) появившихся недавно таких суждений об истинности научного знания, которые прямо или косвенно уничтожают
Читать PDF
134.45 кб

Представления о капитализме в системе знаний советского школьника

Гуркина Нина Константиновна
В идеологических установках и школьных практиках советской системы образования одним из важнейших понятий стал «капитализм» идеология, общественно-экономическая формация, «мировой проект», антагонистический социалистическому.
Читать PDF
3.62 мб

Культурологическое знание (опыт составления системного представления)

Флиер Андрей Яковлевич
Статья посвящена системному выстраиванию структуры культурологического знания, соответствующей его современному состоянию и фактически имеющим место основным направлениям исследований.
Читать PDF
1.92 мб

Эволюция представлений об обществе знаний в западной социальной теории

Журавлёва Ирина Александровна
Приведён ретроспективный анализ представлений об обществе знаний, раскрывающий особенности эволюции западного научного дискурса в отношении данного социального феномена.
Читать PDF
218.65 кб

Эффективные системы представления знаний на основе естественного языка

Русанов Владимир Васильевич, Верстин Игорь Семенович
Рассматриваются перспективы развития систем представления знаний на основе вербальных знаковых систем, так называемых фреймов.
Читать PDF
765.47 кб

Представление об этнической идентичности в системе социогуманитарного знания

Благовская Евгения Васильевна
Описаны возможные причины этнического возрождения на рубеже ХХ-ХХI вв.
Читать PDF
1.48 мб

Философско-методологические принципы логических моделей представления знаний

Милославов Алексей Сергеевич
Читать PDF
254.77 кб

Модели представления знаний и когнитивная психология: две стороны одной медали

Карась Сергей Иосифович
Моделирование знаний и когнитивную психологию объединяет прикладная предметная область инженерия знаний.
Читать PDF
311.33 кб

Формирование представлений о межпоколенческой конфликтности в гуманитарном знании

Сидоров Е. С.
В статье исследуется путь теоретической мысли Нового и Новейшего времени через призму формирования в гуманитарном знании представлений о конфликтности как неизменной черте отношений между поколениями.

Похожие термины:

  • Знание и социальное представление

    «ЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» — книга Д. Блура представителя Эдинбургской школы, в которой выдвинута натуралистическая программа социологии познания, которую автор называет «сильной прог