ПРЕДРАССУДОК
ПРЕДРАССУДОК
иррациональные компоненты сознания, суеверия, предубеждения.
ПРЕДРАССУДОК
ложное, однажды принятое и укоренившееся в сознании одностороннее мнение; взгляды, основанные на искажённом знании, усвоенные некритически, принимаемые на веру со слов других людей; мнение, казавшееся когда‑то очевидным, разделявшееся многими и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ложности, по инерции или привычке.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
ПРЕДРАССУДОК
мнение, сложившееся без размышления, некритически. Убеждение в чем-либо, основанное на недостаточном знании о каких-то субъектах или объектах, что приводит к неправильному суждению о представителях отдельных социальных групп или о социальных группах в целом. Чаще всего относится к расе, гендеру, этничности, возрасту, личности и др.
ПРЕДРАССУДОК
буквально: мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-л. явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Предрассудок
Оценка, вынесенная заранее, то есть до того. До чего именно? До настоящего и взвешенного обдумывания. Предрассудок – классический уничижительный синоним предвзятого мнения (именно в этом смысле его употребляет Декарт).
Сила предрассудков связана с тем, что «все мы, прежде чем повзрослеть, были детьми», и начали думать задолго до того, как научились размышлять (если допустить, что мы этому все‑таки научились). Декарт считал верным средством борьбы с предрассудками сомнение и метод. Тем не менее нельзя не отметить, что картезианство в конце концов послужило к оправданию большинства предрассудков своего времени. Взрослые, в том числе и великие люди, все равно в чем‑то остаются детьми.
Сила предрассудков связана с тем, что «все мы, прежде чем повзрослеть, были детьми», и начали думать задолго до того, как научились размышлять (если допустить, что мы этому все‑таки научились). Декарт считал верным средством борьбы с предрассудками сомнение и метод. Тем не менее нельзя не отметить, что картезианство в конце концов послужило к оправданию большинства предрассудков своего времени. Взрослые, в том числе и великие люди, все равно в чем‑то остаются детьми.
Источник: Философский словарь.
Предрассудок
В традиционной трактовке П. – это некритически усвоенное и недоказанное мнение, чаще всего оказывающееся ложным и враждебно предвзятым. В современной философии попытку более широкого взгляда на П. предпринял Х.-Г. Гадамер, отталкиваясь от идеи предпонимания, развитой М.Хайдеггером. С этой точки зрения рациональное познание никогда не может избавиться от внерациональных предпосылок, отнюдь не всегда являющихся ложными. Надо признать инаковость других подходов и попытаться выявить их рационально не осознаваемые установки. Традиция и авторитет, стоящие за П., по мнению Гадамера, могут и должны быть выявлены. Спорным остается вопрос о способе выявления - в какой мере это может быть сделано самим рациональным мышлением? Видимо, лишь в той степени, в какой П. поддаются объективации.
Ист.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 317-355.
Ист.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 317-355.
ПРЕДРАССУДОК (ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ)
это мнение о ком-либо или о чем-либо, усвоенные некритически, без глубокого анализа, часто под влиянием какого-либо авторитета, чужого мнения. Предрассудками часто называют суеверия, невежество в той или иной области. Предубеждения – стереотипные и эмоциональные оценки, как правило, не основанные на критически проверенном опыте. Психологически это достаточно устойчивые установки, которые с трудом поддаются изменениям под влиянием даже новой информации и рациональных доводов. Особенно живучими являются национальные, расовые, религиозные предубеждения. Причинами предрассудков и предубеждений выступают экономические, социальные, культурологические, психологические основания. Человек, ощущая свою социальную заброшенность, экономическую несостоятельность, одиночество и отчужденность, или зависимость разного рода, формирует в себе определенную ущербность, комплекс неполноценности (которых он может и не ощущать явно) и проецирует их на "другого", самоутверждается за счет отрицательного отношения к "другому", в форме предубеждения к нему, его способностям, его значимости.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ПРЕДРАССУДОК
(от нем. Voruhrteil - предсуждение) - предварительное суждение о чем-либо, принимаемое до или помимо фактической проверки его истинности. Начиная с эпохи Просвещения, термин "предрассудок" используется в отрицательном смысле "необоснованного суждения" или ложного предвзятого мнения. Рационализм требовал изгонять из культуры и общественной жизни все оцениваемое как предрассудки - истины религиозной веры, нравственные принципы и социальные идеи, коренящиеся в различных духовных традициях, в Св. Писании. Герменевтика ХХ в., однако, настаивает на том, что всякое мышление опирается на содержательные предмнения, которые формируют наше понимание вещей и которые далеко не всегда бывают превратными. "Преодоление всех предрассудков, это наиболее общее требование Просвещения, само разоблачает себя в качестве предрассудка, пересмотр которого впервые открывает путь для правильного понимания той конечности, которая господствует не только над нашим человеческим бытием, но и над нашим историческим сознанием" (Г.-Г.Гадамер). Философия ХХ в. уже не отождествляет с негативно понятыми предрассудками мифы и духовные традиции.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ПРЕДРАССУДОК
букв.- мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, бея размышления. П. называются иррациональные компоненты обществ. и индивидуального сознания - суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение - это неблагоприятная социальная установка к к.-л. явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддается изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи нац. и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах обществ. психологии. Они имеют двоякие корни - социально-экономические и психологические. Так, этнич. предубеждения, чувства расовой и нац. вражды коренятся в тех объективных условиях жизни общества, к-рые ставят людей во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к «чужаку» заложены уже в этноцентризме первобытного мышления, кругозор к-рого по необходимости ограничен рамками своего собств. рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и противопоставление каким-тодругим «Они». С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о др. атнич. общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих представлений всегда отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные или дружеств. отношения порождают нейтральные или положит. стереотипы; зависимая, подчиненная группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительнопренебрежит. отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной неполноценности (типичный образ «туземца» в колон. фольклоре 10 в.); группа-конкурент, напротив, воспринимается как враждебная и опасная, ее представители наделяются чертами агрессивности, коварства, моральной ненадежности. Соответствующие стереотипы прочно закрепляются в массовом сознании и освящаются религией. В условиях классово антагонистич. общества этнич. предубеждения не только стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя и искаженная форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно распространяются и пропагандируются реакц. классами в целях разобщения трудящихся, отвлечения их внимания от коренных социальных проблем. Поэтому необходимые предпосылки ликвидации всех нац. и расовых предубеждений - уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая воспитат. работа в условиях социалистич. общества.
Однако предубеждения - не только социальный, но и психологич. феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной ситуации (напр., расистские установки в обществе, в к-ром расовое неравенство является нормой), а в другом - защитным механизмом личности, к-рая проецирует на «чужача» свои собств. неосознаваемые качества. Психологич. трактовка нац. и иных предубеждений, если она претендует заменить социально-исторический, классовый анализ, реакционна и несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и реального поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.
Однако предубеждения - не только социальный, но и психологич. феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной ситуации (напр., расистские установки в обществе, в к-ром расовое неравенство является нормой), а в другом - защитным механизмом личности, к-рая проецирует на «чужача» свои собств. неосознаваемые качества. Психологич. трактовка нац. и иных предубеждений, если она претендует заменить социально-исторический, классовый анализ, реакционна и несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и реального поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.
Источник: Советский философский словарь
ПРЕДРАССУДОК
мнение, казавшееся когда-то самоочевидным, разделявшееся всеми и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или привычке.
Мышления беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никаким горизонтом не ограниченного, не существует. Мышление всегда исходит из определенных, эксплицитных или имплицитных, анализируемых или принимаемых без всякого исследования предпосылок. Суждения, оказывающиеся со временем П., частично продукты господствовавшего ранее и являвшегося по преимуществу имплицитным стилем мышления, а частично представляют собой весьма общие содержательные предпосылки мышления и деятельности, безоговорочно принимавшиеся когда-то.
С течением времени пред-посылки, т.е. то, что автоматически ставится перед посылками почти всякого рассуждения, неизбежно меняются. Новый социально-исторический контекст навязывает новые предпосылки, и они, как правило, оказываются несовместимыми со старыми. И если последние продолжают все-таки удерживаться, они превращаются в оковы мышления, в пред-рассудки: выше разума ставится то, что он способен уже не только осмыслить, но и подвергнуть критике.
Характерным примером филос. П., относящихся прежде всего к философии науки, могут служить т.н. классические П. — те общие схемы подхода к исследованию реальности, которые сложились в рамках “классического” мышления Нового времени и которые и сейчас нередко воспринимаются как классика всякого мышления, совершенно независимая от времени. Это то, что ставится перед рассуждением (“перед рассудком”) и определяет общее его направление; но также то, что из необходимой и естественной в свое время предпосылки мышления успело превратиться в сковывающий его П.
Одним из “классических П.” является фундаментализм — уверенность в том, что всякое (“подлинное”) знание может и должно со временем найти абсолютно твердые и неизменные основания. Эта уверенность основывалась в “классическом” мышлении на убеждении в особой надежности данных чувственного познания или определенных истин самого разума. Др. “классическим П.” является кумулятивизм — уподобление познания процессу бесконечного надстраивания здания, постоянно растущего вверх, но никогда не перестраиваемого. Кумулятивизм очевидным образом предполагает фундаментализм, ибо знание не может бесконечно надстраиваться, если оно не опирается на
безусловно надежный фундамент. С кумулятивизмом тесно связана опять-таки являющаяся П. идея последовательного, идущего шаг за шагом приближения к истине: накопление знаний все более приоткрывает завесу над истиной, которая мыслится как предел такого “асимптотического приближения”. Устойчивости убеждения в существовании абсолютного оправдания и абсолютных оснований научных теорий во многом способствует математика, создающая, как отмечает И. Лакатос, иллюзию раз и навсегда обоснованного знания. Математика ошибочно истолковывается также и как образец строгого кумулятивизма.
Наиболее распространенный и сейчас “классический” П. — стремление ко всеобщей математизации. Оно опирается на убеждение, что в каждой науке столько знания, сколько в ней математики, и что все науки, включая социальные и гуманитарные, требуют внедрения в них математических идей и методов. Нет достоверности там, говорил на заре Нового времени Леонардо да Винчи, где нельзя применить одну из математических наук, или у того, что не может быть связано с математикой. Г. Галилей был твердо убежден, что “книга природы написана на языке математики” и что этот язык представляет собой универсальный язык науки. До сих пор повторяется как нечто само собой разумеющееся, что наука “только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой” (К. Маркс). Однако уже в самом нач. 20 в. В.И. Вернадский писал, что “нет никаких оснований думать, что при дальнейшем развитии науки все явления, доступные научному объяснению, подведутся под математические формулы или под так или иначе выраженные числовые правильные отношения; нельзя думать, что в этом заключается конечная цель научной работы”.
О Леонардо да Винчи. Книга о живописи... М., 1934; Вернадский Б.И. Избр. труды по истории науки. М., 1981; Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000; Lakalos [. A Renessance of Empiricism in the Recent Philosophy of Mathematics // British Journal for the Philosophy of Science. 1976. Vol. 27. № 3.
Мышления беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никаким горизонтом не ограниченного, не существует. Мышление всегда исходит из определенных, эксплицитных или имплицитных, анализируемых или принимаемых без всякого исследования предпосылок. Суждения, оказывающиеся со временем П., частично продукты господствовавшего ранее и являвшегося по преимуществу имплицитным стилем мышления, а частично представляют собой весьма общие содержательные предпосылки мышления и деятельности, безоговорочно принимавшиеся когда-то.
С течением времени пред-посылки, т.е. то, что автоматически ставится перед посылками почти всякого рассуждения, неизбежно меняются. Новый социально-исторический контекст навязывает новые предпосылки, и они, как правило, оказываются несовместимыми со старыми. И если последние продолжают все-таки удерживаться, они превращаются в оковы мышления, в пред-рассудки: выше разума ставится то, что он способен уже не только осмыслить, но и подвергнуть критике.
Характерным примером филос. П., относящихся прежде всего к философии науки, могут служить т.н. классические П. — те общие схемы подхода к исследованию реальности, которые сложились в рамках “классического” мышления Нового времени и которые и сейчас нередко воспринимаются как классика всякого мышления, совершенно независимая от времени. Это то, что ставится перед рассуждением (“перед рассудком”) и определяет общее его направление; но также то, что из необходимой и естественной в свое время предпосылки мышления успело превратиться в сковывающий его П.
Одним из “классических П.” является фундаментализм — уверенность в том, что всякое (“подлинное”) знание может и должно со временем найти абсолютно твердые и неизменные основания. Эта уверенность основывалась в “классическом” мышлении на убеждении в особой надежности данных чувственного познания или определенных истин самого разума. Др. “классическим П.” является кумулятивизм — уподобление познания процессу бесконечного надстраивания здания, постоянно растущего вверх, но никогда не перестраиваемого. Кумулятивизм очевидным образом предполагает фундаментализм, ибо знание не может бесконечно надстраиваться, если оно не опирается на
безусловно надежный фундамент. С кумулятивизмом тесно связана опять-таки являющаяся П. идея последовательного, идущего шаг за шагом приближения к истине: накопление знаний все более приоткрывает завесу над истиной, которая мыслится как предел такого “асимптотического приближения”. Устойчивости убеждения в существовании абсолютного оправдания и абсолютных оснований научных теорий во многом способствует математика, создающая, как отмечает И. Лакатос, иллюзию раз и навсегда обоснованного знания. Математика ошибочно истолковывается также и как образец строгого кумулятивизма.
Наиболее распространенный и сейчас “классический” П. — стремление ко всеобщей математизации. Оно опирается на убеждение, что в каждой науке столько знания, сколько в ней математики, и что все науки, включая социальные и гуманитарные, требуют внедрения в них математических идей и методов. Нет достоверности там, говорил на заре Нового времени Леонардо да Винчи, где нельзя применить одну из математических наук, или у того, что не может быть связано с математикой. Г. Галилей был твердо убежден, что “книга природы написана на языке математики” и что этот язык представляет собой универсальный язык науки. До сих пор повторяется как нечто само собой разумеющееся, что наука “только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой” (К. Маркс). Однако уже в самом нач. 20 в. В.И. Вернадский писал, что “нет никаких оснований думать, что при дальнейшем развитии науки все явления, доступные научному объяснению, подведутся под математические формулы или под так или иначе выраженные числовые правильные отношения; нельзя думать, что в этом заключается конечная цель научной работы”.
О Леонардо да Винчи. Книга о живописи... М., 1934; Вернадский Б.И. Избр. труды по истории науки. М., 1981; Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000; Lakalos [. A Renessance of Empiricism in the Recent Philosophy of Mathematics // British Journal for the Philosophy of Science. 1976. Vol. 27. № 3.
Источник: Философия: энциклопедический словарь