Предположения и опровержения. Рост научного знания
Предположения и опровержения. Рост научного знания
«ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОПРОВЕРЖЕНИЯ. РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ» — вторая после «Логики научного открытия» (1959) книга К. Поппера по проблемам эпистемологии (Popper K.R. Conjectures and refutations. The Growth of Scientific Knowledge. L.- N.Y., 1963; рус. пер.: М., 2004). Если в «Логике» Поппер много места уделяет полемике с логическим позитивизмом и в значительной мере остается в круге его проблем, то в своей новой книге Поппер уже целиком занят разработкой своей собственной методологической концепции и решением новых эпистемологических задач. Существенно новыми, по сравнению с «Логикой», являются рассмотрение природы научного знания и разработка концепции правдоподобия. Поппер выделяет три трактовки знания, представленные в современной эпистемологии. Истолкование теоретического знания как описания сущностей, лежащих в основе наблюдаемых явлений, Поппер называет «эссенциализмом». Он отвергает такое понимание знания, полагая, что мы никогда не можем быть уверены в том, что нам удалось познать сущность вещей и явлений. Теоретическое знание может быть истолковано также как инструмент для предсказаний и вычислений. Научная теория при таком понимании не претендует на описание реального положения дел, а является лишь простым инструментом получения новых фактов. Такое понимание знания Поппер называет инструментализмом. Он отвергает инструментализм, противопоставляя ему собственное истолкование знания: «Научные теории представляют собой подлинные предположения — высокоинформативные догадки относительно мира, которые хотя и не верифицируемы (т.е. нельзя показать, что они истинны), но могут быть подвергнуты строгим критическим проверкам. Они являются серьезными попытками обнаружить истину» («П. и о.» С. 194). Наука стремится к получению истины, но ученый никогда не может быть убежден в том, что получил ее, поэтому все научные утверждения и теории являются лишь гипотезами, которые рано или поздно обнаружат свою ложность. Такое понимание знания получило название «фаллибилизм». В своей новой книге Поппер стремится показать, что в развитии научного знания существует прогресс. Правда, этот прогресс выражается не в накоплении истинного знания о мире, а в том, что возрастает степень правдоподобности сменяющих друг друга теорий. Любая теория, по мнению Поппера, будучи заведомо ложной, имеет как истинные, так и ложные следствия, совокупность которых он называет истинным и ложным содержанием теории. Даже у отдельного ложного высказывания, например «Каждый вторник в институте выдают зарплату», могут быть истинные следствия — когда день выдачи зарплаты действительно приходится на вторник. Разницу между классом истинных и классом ложных следствий теории Поппер называет «степенью правдоподобности» теории. Таким образом, чем меньше ложное содержание теории или чем больше ее истинное содержание, тем выше ее степень правдоподобности. Поппер полагает, что в процессе развития науки возрастает степень правдоподобности наших теорий, т.е. они все больше приближаются к истине. Идея правдоподобности вызвала большой интерес у философов науки, однако все попытки ее точного выражения оказались, к сожалению, безуспешными. В книге Поппера собраны его статьи, опубликованные в журналах и посвященные разнообразным темам. Он подробно рассматривает взаимоотношения науки и философии, стремясь показать, что философия часто стимулировала научное исследование; одна из глав посвящена критике диалектики; значительное место уделено рассмотрению психофизической проблемы и защите либерализма. В целом книга дает достаточно полное представление о воззрениях зрелого Поппера. Выдвинутые в ней идеи вызвали широкие дискуссии и оказали длительное влияние на философию науки. Это влияние чувствуется до сих пор. АЛ. Никифоров