Экономика – (от греч. «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон) впервые данное понятие было введено греческим философом Ксенофонтом (430–355 гг. до н. э.) в работе «Экономикос» и первоначально означало принципы ведения хозяйства. По его мнению, экономия направлена на поиск способов обогащения своего хозяйства. В дальнейшем Аристотель (384–322 гг. до н. э .) уточняет, что экономия – естественно происходящая хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. При этом Аристотель разграничивает понятия «экономия» и «хрематистика» (от греч. «хрема» – имущество, владение). Вместе они образуют учение о богатстве, где экономия связана с производством продуктов, а хрематистика – с движением денег и накоплением капитала.
Вплоть до XVII в. экономика как самостоятельная область научных знаний не выделяется, основные проблемы экономики рассматриваются в рамках философии. Постепенное развитие рынков, банков, института частной собственности приводят к «экономизации» жизни общества, когда появляются самостоятельные формы общественных экономических отношений. В связи с этим, возникает объективная необходимость понимания функционирования этих форм. Экономика как наука представляет собой систему основных идей, оформленных в виде понятий, гипотез и теорий, которые дают представление о закономерностях и существенных связях экономической действительности. Экономическая наука прошла длительный путь развития, трансформировалось понимание предмета экономики. Основные течения экономической мысли, связанные с экономикой как наукой: меркантилизм, физиократия, классическая школа политэкономии (в т. ч . марксизм), неоклассическая школа, кейнсианство и институционализм. Представители меркантилизма (Т. Ман, А. Монкретьен, Ж.- Б. Кольбер, XV–XVI вв.) трактуют экономику как науку о богатстве, изучают способы обогащения страны, определяют сферы, где создается богатство, при этом под богатством понимаются накопленные золото и серебро. Богатство, по мнению представителей этой школы, создается только в сфере торговли.
У физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо, вторая половина XVIII в.) богатство предстает в качестве «чистого продукта», превышения сельскохозяйственной продукции над потреблением; источник богатства – сельское хозяйство. Классическая школа политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти и др.) видит роль экономики в изучении богатства нации, понимая под ним чистый продукт, но здесь вид деятельности, который создает богатство, – материальное производство. С опубликованием работы французского экономиста А. Монкретьена «Трактат о политической экономии» (1615) экономическая наука стала развиваться как «политическая экономия». Монкретьен выделяет масштаб предмета экономики, охватывающий все государство. Вслед за Монкретьеном и вплоть до конца XIX в. под политической экономией понималась наука о государственном хозяйстве, об экономике отдельных государств. Современное понимание экономики (в т. ч. у кейнсианцев, институционалистов, неоинституционалистов) предполагает рассмотрение ее в двух плоскостях: как деятельность общества по ведению хозяйства, направленную на рост благосостояния, богатства, и как науку, совокупность теорий, изучающих данную сферу деятельности общества. Экономическая наука предстает как область знания, изучающая взаимосвязь между неограниченными потребностями индивидов и редкими ресурсами. Редкими признаются те блага, которые не могут быть свободно (без затрат) воспроизведены или не имеются в любом потребном количестве. Современная экономическая теория (Л. Роббинс, Г. Беккер) выделяет два направления в понимании предмета экономической науки: классификаторское и аналитическое.
Классификаторское определение предмета экономической теории предполагает выделение экономической деятельности как особого объекта исследования. Для классификаторского подхода характерно использование философской доктрины экономического детерминизма, наиболее развитой в трудах К. Маркса, согласно которой тип общественных отношений, включая политику, право, культуру, искусство и т. п . определяют экономические отношения, сложившиеся в обществе в конкретный исторический момент, то есть составляют его базис. Надстройка как совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений вырастают на определенном базисе и им обуславливаются. Следовательно, изменение в экономических отношениях в данном обществе вызывает соответствующее изменение в общественной надстройке. В рамках классификаторского направления выделяют эволюционный и функциональный подходы. Эволюционный подход фокусируется на анализе факторов и причин, обусловливающих эволюцию хозяйственно-экономической деятельности. Экономическая теория при этом изучает социально-экономические отношения и причины их эволюции. В функциональном подходе экономическая теория предстает как наука, изучающая принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов. В рамках этого подхода изучаются отдельные элементы экономической системы и функциональные связи между ними. Экономическая проблема сводится к поиску условий, при которых ограниченные ресурсы распределялись бы оптимально (эффективно) между альтернативными вариантами их использования для достижения максимального результата.
С позиций аналитического подхода предмет экономической теории образует не только деятельность индивидов по увеличению богатства, а любое поведение человека, где применяются экономические принципы и методология. Такой взгляд имеет в качестве истоков определение английского экономиста Лайонела Роббинса: «Экономика – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование»72 . Это делает экономику универсальной наукой в том смысле, что она обращена не к одной сфере отношений, а практически ко всем возможным.
Экономическая теория во всех подходах постулирует следующие положения: 1. Неограниченные потребности, которые приобретают форму множества целей, к которым стремятся экономические агенты. 2. Ограниченность ресурсов. Экономика изучает только редкие блага, то есть те, которые не могут быть свободно воспроизведены или быть в любом потребном количестве. 3. Ограниченные ресурсы имеют альтернативное использование. 4. Различные цели могут быть проранжированы. Поскольку множество целей ранжировано, постольку поведение агентов неизбежно принимает форму экономического выбора. В экономических терминах его поведение предстает как оценка выгод и издержек альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей. С этих позиций экономика включает поведение индивида в социальной, политической, культурной и проч. сферах общественной жизни. Сегодня экономическая наука расширяет границы своих исследований: научные работы ведутся на стыке экономики, биологии и нейропсихологии. Этот новый вектор экономической науки позволит глубже понять экономические взаимосвязи в обществе. А. В . Дьячкова