в мифологии категория духов.
В отличие от первопредков мифических времен творения Предки — умершие в реальном («историческом») времени представители рода, общины, племени, переместившиеся в загробный мир (мир духов и т. п.) и ставшие посредниками (медиаторами) между духами (богами) и людьми (ср. мугды у эвенков), прошлым (первопредки) и настоящим.
Отсюда связь культа Предков с представлениями о мировой оси (мировое древо) и центром микрокосма, дома (очага), общины (ср. почитание римлянами ларов на перекрестках — границах между усадьбами), представления о регулярных приходах П. из загробного мира, особенно во время календарных праздников, призывание их на общинные пиры и т. п.: ср. римских манов, маси у ульчей, качина у пуэбло и т. п. Воспринимались как «агенты» человеческой общины в ином мире, способные обеспечить плодородие, благосостояние (см. питары и др.), послать дождь (в африканских культах — см. Нъипанг и др.).
Будучи духами, связанными одновременно с миром живых и мертвых, Предки воспринимались как амбивалентные персонажи, появление к-рых может принести зло (как появление в мире живых вредоносных мертвецов — ср. туреху у маори; ср. хтонические существа); отсюда — обычаи изгнания П. по окончании календарных обрядов, связанных с их культом (см. Деды и т. п.). Для родоплеменных традиций характерны генеалогии П. (от трех поколений у китайцев и др. до десятков у полинезийцев), иногда восходящие к первопредкам, эпонимам рода или племени, и представления о реинкарнации — возрождении П. в потомках (отсюда распространенная традиция называть внука в честь деда).
С культом Предков связаны также божества — покровители рода (племени): Род в славянской мифологии, удзигами у японцев, чосансин у корейцев. В иерархизированных пантеонах владыкой П. считался первый умерший — индийский Яма, Калунга у луба и др.; главы пантеонов часто почитались как П. царских родов.
Генеалогические мифы возводят Предков правителей, сословий жрецов и т. п. к сверхъестественным существам (ср. Лиздейка, Криве у литовцев, Хоридой у монголов и т. п.).