ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ
знаменательные, с т. зр. религии, дни, отмечаемые верующими в память о тех или иных событиях «св. или персонажах церк. истории, релит. с (богах, святых и т. п.) и сопровождаемые особыми богослужениями и обрядами. В основе П. р., как правило, лежат сложившиеся в древнейшие времена бытовые празднества, приуроченные либо к поворотным точкам годового астрономия, и календарного цикла (дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия), либо к определенным вехам в хозяйств. деятельности людей (начало и окончание сева, сенокоса, уборки урожая и т. п.). Церковь придала им релит, направленность, связав с релит, вероучением, догматами, мифами. Будучи важным элементом релит, культа, они используются во всех религиях в качестве средства усиления релит, влияния на верующих. Их преодоление предполагает не только разъяснение происхождения и смысла П. р., но и создание безрелиг. праздников, удовлетворяющих объективную потребность людей в торжеств. оформлении значимых для них событий. В нашей стране создана система новых социалистич. праздников, к-рые вытесняют П. р. из быта людей.

Источник: Атеистический словарь

Праздники религиозные
дни, в к-рые церкви и религ. орг-ции отмечают те или иные события церк. истории, религ. мифологии, памятные даты. П. р. — неотъемлемая часть религ. культа. Они возникли в первобытную эпоху и были связаны первоначально с хозяйственной и бытовой деятельностью людей, с древними формами религии: тотемизмом, анимизмом, магией. Празднествами, сопровождаемыми жертвоприношениями, различными магическими действиями отмечалось начало полевых работ, охоты, уборки урожая и др. важных событий в жизни рода, племени. Основной смысл всех этих действий заключался в «умилостивлении», «задабривании» сверхъестественных сил, в заручении их поддержкой и покровительством. Впоследствии бытовое, хозяйственное содержание праздников утрачивается, на первый план выступают чисто религ. мотивы. Сформировавшиеся церк. орг-ции классового об-ва используют религ. праздники для пропаганды религ. мировоззрения, религ. морали. Праздничные ритуалы вырабатываются с целью влиять на чувства верующих, закреплять в их сознании проповедуемые церковью идеи и представления. В социалистическом об-ве П. р. сохраняются как вредный пережиток прошлого, поддерживающий суеверные представления.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ
дни, устанавливаемые религ. обычаем (или религ. орг-цией) преимущественно в честь к.-л. «событий» или персонажей из религ. мифологии и отмечаемые специфич. ритуалом. Как правило, в эти дни, по религ. представлениям, не следует работать. П. р. составляют одну из важнейших частей религ. культа. Обычай П. р. возник в условиях первобытнообщинного строя и находился в тесной связи с охотой, земледелием, скотоводством и т. п. формами деятельности первобытного человека. П. р. приурочивались я ее важнейшим моментам. Так, у земледельч. племен П. р., насыщенные магич. церемониями, отмечали начало пахоты, созревания и уборки урожая и т. п. Нек-рые П. р. были связаны с важнейшими событиями в жизни рода, племени (напр., с переходом молодежи в группу взрослых). Имелись П. р. в честь тотема (см. Тотемизм), сопровождавшиеся обрядами поедания тотема с целью укрепления магич. «связи» с ним рода. Гл. место в П. р. на этапе первобытной религии занимали магич. действия, обряды и церемонии, т. к. древние люди приписывали им способность влиять на «сверхъестеств. силы», задабривать и умилостивливать их и т. о. обеспечивать людям успех (хороший урожай, удачную охоту и т. д.). С возникновением классового общества П. р. приобрели новое назначение. Они стали использоваться в интересах господств. классов - для пропаганды реакц. моральных принципов терпения и покорности эксплуататорам. Соответственно было изменено и их содержание. П. р. насаждаются церковью и гос. властью эксплуатат. общества, вводятся ими в офиц. календарь.
Христ. церковь, создавая свои праздники, приспособила для этой цели мн. дохрист., «языч.» П. р., видоизменив их и наполнив новым содержанием в соответствии со своей догматикой и мифологией (см. Пасха, Рождество христово, Троица, Правосл. праздники). Таким же образом создавались и мусульм. П. р. (см. Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Мирадж). Пышностью и торжественностью праздничных религ. богослужений, театрализов. церемониями и действами во время П. р. служители культа стремятся так влиять на чувства верующих, чтобы закреплять в их сознании приверженность религии и идеям, проповедуемым церковью, религ. орг-циями.
В социалистич. обществе соблюдение П. р. является вредным пережитком прошлого, поддерживаемым среди части населения силой традиции и активной пропагандой духовенства. П. р. не только причиняют большой вред коммунистич. воспитанию трудящихся, оживляя и поддерживая всякого рода суеверия и предрассудки, но и наносят большой ущерб нар. хоз-ву: пьянство, прогулы, к-рыми сопровождаются П р., ведут к нарушению трудовой дисциплины и к потере рабочего времени, а иногда и к простоям на производстве, к потерям с.-х. продукции.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.