Праздники буддизма

Найдено 1 определение
Праздники буддизма
(монг. «хуралы» религ. служба) посвящены гл. обр. знаменательным событиям земной жизни и чудесным подвигам его основателя — Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни, ставшего Буддой, т. е. достигшим просветления; отмечаются по лунному календарю и, как правило, длятся несколько дней. В России, где последователи буддизма придерживаются в осн. его тибетской школы гелугпа (см. Буддизм в России), отмечаются следующие праздники (их названия даются в монголо-бурятской транскрипции):
Цагаалган Новый год. Праздник начинается в первый день первого весеннего месяца (кон. янв. февр.) и длится 17 дней. В предшествующие ему 4 дня проводятся особые богослужения, посвященные дхармапалам божествам, защищающим буддийское учение и каждого буддиста; совершается приношение Яме — божеству, решающему посмертную судьбу каждого умершего. Накануне праздника хурал Зеленой Таре женскому воплощению трансцендентальной мудрости, спасительнице, олицетворению беспредельного сострадания; день постный; в домах производится тщательная уборка. В ночь под Новый год проводится богослужение в честь дхармапалы Лхамо женского божества, хранительницы буддийской религии. Особую торжественность празднику придает воспоминание о совершенных Буддой Шакьямуни чудесах во время его спора с шестью проповедниками еретических учений. Утром, по окончании богослужения, ламы и миряне обмениваются взаимными поздравлениями и благопожеланиями. В течение последующих 16 дней совершаются ежедневные хуралы, наиболее торжественные в 14-й и 15-й дни.
Дуйн-хор праздник «Колеса времени». Посвящен проповеди Буддой Калачакры-тантры царю легендарной страны всеобщего благоденствия Шамбалы Сучандре. В основе Калачакры-тантры лежит идея о тождестве Вселенной (макрокосма) и человека (микрокосма), о взаимосвязи природных и психических процессов, вследствие чего человек, изменяя себя (на основе йогической психотехники), изменяет и мир. С Калачакройтантрой связано также представление о цикличности времени: малый цикл 12 лет, большой 60 лет. Праздник приходится на 14 — 16-е числа последнего весеннего месяца (май), основные торжества на 15-е число.
Дончод самый большой праздник буддизма, посвященный рождению, просветлению (т. е. достижению состояния будды) и погружению Г аутамы Шакьямуни в 80-летнем возрасте в паринирвану, т. е. в состояние окончательного освобождения. Праздник приходится на 14 — 16-е числа первого летнего месяца (май июнь). В ночь с 14-го на 15-е монахи читают молитвы, рассказывают верующим эпизоды из жизни Будды и его учеников. Кульминация праздника 15-е число день постный.
Майдари посвящен ожиданию пришествия будды будущего мирового периода Майтреи, к-рый наступит после завершения периода Будды Шакьямуни. Согласно буддийским представлениям, этот период начнется, когда продолжительность земной жизни людей достигнет 84 тыс. лет, а миром будет управлять один человек справедливый буддист. Праздник отмечается в 3-й 5-й дни последнего летнего месяца (июнь июль). Во 2-й день праздника совершается церемониальное прохождение со статуей Майдари вокруг монастыря. Статуя торжественно выносится из храма и устанавливается на колеснице с впряженным в нее зеленым «конем» и увитой шелковыми лентами. Шествие символизирует объезд Майдари Вселенной и распространение на нее его благодати.
— Лхабаб дуйсэн — посвящен сошествию Будды из страны (небес) 33 богов, где он проповедовал свое учение, в утробу его будущей матери — царицы Майи. Отмечается осенью, в течение 3 дней. Во 2-й, основной, день праздника с утра до вечера читаются священные тексты.
Зула зимний хурал, посвященный памяти (кончине) реформатора тибетского буддизма Богдо Цзонхавы (1357–1419). Он почитается как один из будд (просветленных). Праздник приходится на 25 дек. Во время богослужения зажигаются тысячи свечей, символизирующих тысячи будд, посещающих землю.
Кроме шести основных хуралов важными также являются: 2-е число каждого месяца, когда ламы совершают совместное чтение св. текстов, обращенное к дхармапалам покровителям данного монастыря; 8-е число день молитвы к Будде Манло о благоприятном перерождении человеческой души; 15-е число чтение основополагающих произведений Цзонхавы «Ламрим чхенмо» («Ступени великого пути»), день постный; 30-е число хурал, посвященный Зеленой Таре, с чтением сутр и подношением 4 мандал блюд с пожертвованиями; день постный.

Источник: Религии народов современной России