ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА
совокупность вынесенных за пределы повседневности коллективных событий, поступков, явлений художественной культуры, искусства, народного творчества, выражающих позитивные жизненные силы и идеалы людей той или иной эпохи. П. к. неотделима от истории человеческой цивилизации, и она возникла на самых ранних этапах ее развития, породив свой главный институт — праздник, ставший «суверенным выражением культуры, формой, посредством которой люди сообща выражали величайшую радость жизни и воплощали свое чувство единства друг с другом» (Й. Хейзинга). Будучи одним из проявлений духовной культуры, П. к. охватывала важнейшие стороны жизни человеческого общества, на основе чего принято выделять ее отдельные разновидности. К ним относятся государственные или официальные праздники, утверждающие общенациональное единство граждан с властью и демонстрирующие ценности и символы этого государства, его влияние и мощь. Поэтому переломные эпохи в истории общества сопровождаются коренными изменениями в П. к. Именно через новые формы и содержание П. к. происходит отрицание старого мира, утверждается идеология всеобщего обновления жизни и сознания людей. Яркими примерами такого всеобщего пересмотра культурного и мировоззренческого арсенала общественной жизни явились события Французской революции 1789—1793 гг., когда был утвержден календарь основных праздников республики, олицетворяющих идеалы победившей революции (напр., день взятия Бастилии, праздники Свободы, Справедливости, Равенства, Бескорыстия), и в противовес традиционной религии был учрежден культ Верховного Существа, заимствованный из философии Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Аналогичные процессы происходили в России после революции 1917 г., когда формирование новой П. к. было связано с идеями победы мировой революции, строительства социалистического общества и пропагандой идеалов коммунистического будущего. Для современной общественной жизни являются характерными различные гражданские праздники, в которых закрепляются общепринятые ценности и идеалы, а также выявляется особое значение некоторых человеческих отношений путем выделения их из повседневных будней. К этому типу относятся семейные торжества, а также празднование знаменательных дат в социальной жизни человека. Религиозные празднества и, в частности, в русской православной культуре непосредственно связаны с церковным богослужением и отражают важнейшие события христианского календаря (напр., празднование Рождества Христова). Особое место в П. к. занимают народные праздники, в которых выражены дорогие для людей любой эпохи идеалы вольности, свободы и веселья. Народные праздники отличаются тесной связью с самыми древними культурными традициями, и даже в более поздние эпохи сохраняют черты языческих, магических, сезонных, трудовых, бессловесных и фольклорных обрядов и ритуалов. Народные праздники остаются самой универсальной и синкретической формой П. к., и они со времен античности сохранили в себе единство хоровых, плясовых, игровых и смеховых начал. На фоне официальной, упорядоченной, подчиненной церемонии и рангу повседневности праздник выглядел как противоположный всему этому иной мир фамильярных, свободных контактов между людьми, на время освобожденных от всяких ограничений и запретов на поведение и слова, воплощающие единство всех людей через общую атмосферу веселья и смеха. В своих самобытных проявлениях народная П. к. представляла собой выражение запретной в обыденной жизни истины о несовместимости идеала и обыденных сторон человеческого существования. Напр., в праздничной культуре Руси «смех — это смех «раздевающий», обнажающий правду, смех голого, ничем не дорожащего» (Д.С. Лихачев). В целом многовековая история народных проявлений П. к. показала их жизнестойкость и способность проникать в религиозные и государственные формы. Поэтому в современном обществе не только официальные, но и религиозные праздники за счет постоянного воздействия на них праздничной народной стихии приобретают общегражданский характер (напр., рождественские торжества или Пасха). В своем общем виде и универсальном значении праздник остается важнейшей стороной развития всякой культуры, хотя порой его различные формы и содержание трудно объяснить практическими нуждами и целями жизни общества. Чтобы отдельные виды человеческой деятельности приобрели качества праздничности, к ним должно присоединиться нечто «из сферы духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов» (М.М. Бахтин). Поэтому для П. к. и праздничного мировоззрения чрезвычайно характерны темы и мотивы обновления жизни и достижения полноты и свободы ее осуществления.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Ислам и праздничная культура башкир

Шарапова Ильсюяр Рамзисовна
Статья посвящена изучению исламских праздников «Ураза-Байрам», «Курбан-байрам», имеющих место в праздничной культуре башкирского народа. Особое внимание уделено специфике праздника «Курбан-Байрам».
Читать PDF

Эмоции как основа праздничной культуры

Медведева М. А.
Статья посвящена анализу влияния праздника на изменение и формирование ментальности отдельно взятой личности.
Читать PDF

Гендерные аспекты праздничной культуры

Медведева М. А.
Статья посвящена анализу мужского и женского типов поведения в контексте праздничной культуры.
Читать PDF

Гендерные аспекты праздничной культуры

Лысова Наталья Александровна
Рассматривается феномен гендера и его различные воплощения в праздничной культуре.
Читать PDF

Архетипы в сценариях праздничной культуры

Алексеева Е.В.
В статье рассматриваются архетипы, укоренившиеся в праздничной культуре, анализируются условия их возникновения, приводятся примеры существования архетипических образов в современных праздниках, объясняются их смыслы, «сценарии»,
Читать PDF

Праздничная культура мордвы: «Раськень озкс»

Морозов А.С.
Читать PDF

Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры

Николаева П.В.
В настоящей статье фестиваль рассматривается в контексте праздничной культуры как наиболее востребованная форма праздника.
Читать PDF

Идентификационный потенциал праздничной культуры

Малыгина Ирина Викторовна, Артюшкина Виктория Владимировна
Статья посвящена феномену праздничной культуры, которая рассматривается как фактор формирования сферы репрезентации и маркер этнокультурной идентичности.
Читать PDF

История формирования русской праздничной культуры

Козина Татьяна Николаевна, Ларюшкина Наталья Васильевна
Исследованием русской праздничной культуры занимались многие историки, этнографы, публицисты, писатели, культурологи. Проблема эта актуальна, так как дает более полное представление о материальной и духовной культуре народа.
Читать PDF

Истоки и традиции российской праздничной культуры

Галактионова Нелли Анатольевна
В статье рассматриваются особенности политики субъектов РФ в области установления праздничных и памятных дат.
Читать PDF

Полисемантика праздничных форм бельгийской культуры

Мясников Андрей Николаевич
В статье автором дается культурологический анализ праздничных форм в плоскости семиосферы на примере культуры Королевства Бельгия.
Читать PDF

Фестиваль в системе современной праздничной культуры

Мысливцева Юлия Васильевна
Читать PDF

Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

Майны Шенне Борисовна, Майны Шончалай Борисовна, Чооду Остап Андреевич
Рассматриваются различные подходы к определению понятий «традиция», «традиционная культура», «праздник» (функции, классификация), «праздничная культура». Вводится авторская трактовка дефиниции «традиционная праздничная культура».
Читать PDF

Символы гостеприимства в празднично-обрядовой культуре

Поплавская Алина Вячеславовна
В статье рассматривается символика гостеприимства в сфере празднично-обрядовой культуры.
Читать PDF

Народные игры в традиционной праздничной культуре Тувы

Майны Шенне Борисовна
Раскрывается понятие «праздник», в контексте традиционной праздничной культуры тувинцев рассматриваются народные игры праздника Наадым и их знаковая природа.