ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА
совокупность вынесенных за пределы повседневности коллективных событий, поступков, явлений художественной культуры, искусства, народного творчества, выражающих позитивные жизненные силы и идеалы людей той или иной эпохи. П. к. неотделима от истории человеческой цивилизации, и она возникла на самых ранних этапах ее развития, породив свой главный институт — праздник, ставший «суверенным выражением культуры, формой, посредством которой люди сообща выражали величайшую радость жизни и воплощали свое чувство единства друг с другом» (Й. Хейзинга). Будучи одним из проявлений духовной культуры, П. к. охватывала важнейшие стороны жизни человеческого общества, на основе чего принято выделять ее отдельные разновидности. К ним относятся государственные или официальные праздники, утверждающие общенациональное единство граждан с властью и демонстрирующие ценности и символы этого государства, его влияние и мощь. Поэтому переломные эпохи в истории общества сопровождаются коренными изменениями в П. к. Именно через новые формы и содержание П. к. происходит отрицание старого мира, утверждается идеология всеобщего обновления жизни и сознания людей. Яркими примерами такого всеобщего пересмотра культурного и мировоззренческого арсенала общественной жизни явились события Французской революции 1789—1793 гг., когда был утвержден календарь основных праздников республики, олицетворяющих идеалы победившей революции (напр., день взятия Бастилии, праздники Свободы, Справедливости, Равенства, Бескорыстия), и в противовес традиционной религии был учрежден культ Верховного Существа, заимствованный из философии Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Аналогичные процессы происходили в России после революции 1917 г., когда формирование новой П. к. было связано с идеями победы мировой революции, строительства социалистического общества и пропагандой идеалов коммунистического будущего. Для современной общественной жизни являются характерными различные гражданские праздники, в которых закрепляются общепринятые ценности и идеалы, а также выявляется особое значение некоторых человеческих отношений путем выделения их из повседневных будней. К этому типу относятся семейные торжества, а также празднование знаменательных дат в социальной жизни человека. Религиозные празднества и, в частности, в русской православной культуре непосредственно связаны с церковным богослужением и отражают важнейшие события христианского календаря (напр., празднование Рождества Христова). Особое место в П. к. занимают народные праздники, в которых выражены дорогие для людей любой эпохи идеалы вольности, свободы и веселья. Народные праздники отличаются тесной связью с самыми древними культурными традициями, и даже в более поздние эпохи сохраняют черты языческих, магических, сезонных, трудовых, бессловесных и фольклорных обрядов и ритуалов. Народные праздники остаются самой универсальной и синкретической формой П. к., и они со времен античности сохранили в себе единство хоровых, плясовых, игровых и смеховых начал. На фоне официальной, упорядоченной, подчиненной церемонии и рангу повседневности праздник выглядел как противоположный всему этому иной мир фамильярных, свободных контактов между людьми, на время освобожденных от всяких ограничений и запретов на поведение и слова, воплощающие единство всех людей через общую атмосферу веселья и смеха. В своих самобытных проявлениях народная П. к. представляла собой выражение запретной в обыденной жизни истины о несовместимости идеала и обыденных сторон человеческого существования. Напр., в праздничной культуре Руси «смех — это смех «раздевающий», обнажающий правду, смех голого, ничем не дорожащего» (Д.С. Лихачев). В целом многовековая история народных проявлений П. к. показала их жизнестойкость и способность проникать в религиозные и государственные формы. Поэтому в современном обществе не только официальные, но и религиозные праздники за счет постоянного воздействия на них праздничной народной стихии приобретают общегражданский характер (напр., рождественские торжества или Пасха). В своем общем виде и универсальном значении праздник остается важнейшей стороной развития всякой культуры, хотя порой его различные формы и содержание трудно объяснить практическими нуждами и целями жизни общества. Чтобы отдельные виды человеческой деятельности приобрели качества праздничности, к ним должно присоединиться нечто «из сферы духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов» (М.М. Бахтин). Поэтому для П. к. и праздничного мировоззрения чрезвычайно характерны темы и мотивы обновления жизни и достижения полноты и свободы ее осуществления.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.