совокупность социально-политических идей и методов, направленных на решительное контрреволюционное изменение существующих государственных и социальных институтов; политическое течение, включающее группировки, к-рые занимают крайне правые позиции в общественной и политической жизни. Термин «П. р.» получил широкое распространение в странах Запада в конце 60-х гг. в связи с активизацией неонацистов и др. ультраправых группировок. Рядом буржуазных авторов (С. Варнеке, Ф. Й. Хинкельаммерт и др.) П. р. отождествляется с неофашизмом. Однако П. р.— более широкое понятие, оно объединяет (помимо неофашистов) широкий спектр организаций и течений. К П. р., в частности, относится крайне правое крыло современного неоконсерватизма, т. н. «новые правые», на к-рых делают ставку влиятельные группы крупного капитала США и многих западноевропейских стран. Наиболее очевидна роль «новых правых» как проводников современной праворадикальной идеологии в ФРГ. Здесь, как и в др. странах, «новые правые» опирается в разработке политико-идеологических концепций, позиций по конкретным вопросам внутренней и международной жизни, в выборе методов деятельности на мощные и хорошо финансируемые центры, средства массовой информации.
Роль П. р. в общей расстановке политических сил на Западе возрастает в условиях пребывания у власти неоконсерваторов в ряде стран. Характерный пример — активизация Национального фронта во Франции во время пребывания у власти в 1985-88 правительства правобуржуазных партий. ПРАГМАТИЗМ —течение буржуазной, гл. обр. американской, философии, отождествляющее реальность с потоком чувственных впечатлений субъекта, а истинность знаний — с субъективно оцениваемым «успехом» данного лица. Исходным принципом П. является отрицание объективной реальности: вне нас якобы нет объектов, а есть безграничное множество фактов в виде первичного аморфного материала, оформляемого нами в процессе деятельности в нечто конкретное и полезное. Из этого положения делается вывод о том, что практика есть произвольное конструирование действительности и истины. Как самостоятельное течение П. возник в 70-х гг. 19 в. в США и получил распространение в 20 в. (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи), оказав большое влияние на духовную жизнь страны.
С точки зрения П. истина — это не отражение объективной реальности, а лишь практическая полезность, удовлетворяющая субъективные потребности индивида. П. выступил как философское оправдание практики капиталистических отношений, присущей ей крайней неразборчивости средств при достижении целей. Функция мысли, по мнению сторонников П., заключается не в познании, а в преодолении сомнения, мешающего действию. Отрицание возможности объективно-истинного познания открывает путь к произвольному конструированию мировоззренческих концепций. Так, напр., истинным может признаваться религиозное отражение мира, поскольку оно «полезно» для верующих как «утешение» и «надежда». П. используется в «психологической войне» империализма против социалистических стран с ее ставкой на эффект размягчения или «эрозии» социализма, на подрыв системы ценностей социалистического общества, в частности путем (применительно к молодежной аудитории) пропаганды изоляционистских идей (см. Молодежный изоляционизм).