Православный церковный календарь

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ежегод. иллюстрир. издание Моск. патриархии. Содержит список знаменит, дат церк. и гражд. календаря, перечень иерархов рус. правосл. церкви, собственно календарь с указанием дат празднования дней святых, событий из истории христ-ва, алфавит, список святых и чудотвор, икон, упомянутых в месяцеслове, пасхалии. В П. ц. к. публикуются статьи по церк. истории, о деятельности помест. правосл. церквей, о монастырях и т. д., а также службы, акафисты и молитвы.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Православный церковный календарь
система счета времени, употребляемая правосл. церковью для определения последовательности церк. праздников (см. Праздники Православной церкви) и постов (см. Посты в православии) годичного цикла, а также соответствующих им богослужений.
С принятием христ-ва в 10 в. Киевская Русь стала использовать применявшийся в Византии юлианский календарь, именуемый так в честь Юлия Цезаря, и летосчисление начало вестись от «сотворения мира», т. е., по церк. преданию, за 5508 лет до Рождества Христова, или новой эры. Год начинался с 1 марта когда приступали к весенним земледельческим работам. В сер. 14 в. РПЦ в соответствии с определением I Вселенского (Никейского) собора (325) перенесла начало церк. года на 1 сент.
В 16 в. в Зап. Европе было обнаружено, что юлианский календарь отстает от астрономического (солнечного) времени, и папа римский Григорий XIII в 1582, чтобы уравнять церковный год с астрономическим, велел пропустить 10 дней. Исправленный календарь был назван по его имени григорианским.
Указом Петра I в 1700 в России было введено летосчисление от Рождества Христова и начало года с 1 янв. Однако РПЦ сохранила прежнюю дату начала года 1 сент. С нее и начинается весь годичный круг церк. праздников, постов, евангельских чтений в РПЦ. В 1918 в России был введен григорианский календарь (т. наз. новый стиль). Но РПЦ до сих пор придерживается старого стиля, хотя большинство автокефальных правосл. церквей перешли на новый стиль. После Окт. революции 1917 на этот календарь перешли некрые правосл. церкви, сохранив, однако, старые правила высчитывания дня Пасхи (благодаря чему в наше время все правосл. церкви (кроме Финляндской) празднуют вместе Пасху и праздники пасхального цикла). Юлианский календарь сохраняется ныне в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской и частично в нек-рых др. правосл. церквах. Поэтому в употребляемых сегодня правосл. церк. календарях принято обозначать праздники двумя датами: по старому и (в скобках) по новому стилю. Поэтому, например, Рождество Христово празднуется 25 дек. (7 янв.), т. е., напр., в Румынской церкви, принявшей новый стиль, Рождество приходится на 25 дек. нового календаря и празднуется вместе с зап. христианами, а в Русской церкви 25 дек. старого стиля, что соответствует 7 янв. нового стиля. Переход части православных на новый календарь до сих пор вызывает серьезные споры и даже церк. разделения. В 20 и 21 вв. разница между календарями составляет 13 дней.
Самых значительных праздников в правосл. церкви двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. Существуют праздники неподвижного цикла (приходящиеся на строго определенную дату) и подвижного. Церковный год начинается с сентября.
Праздники неподвижного цикла:
Рождество Богородицы 8(21) сент.;
Воздвижение Креста Г осподня 14(27) сент.;
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 нояб. (4 дек.);
Рождество Христово, величайший после Пасхи правосл. праздник 25 дек. (7 янв.);
Богоявление, или Крещение Господне — 6(19) янв.;
Сретение Господне 2(15) февр.;
Благовещение Пресвятой Богородицы 15 марта (7 апр.);
Преображение Господне 6(19) авг.;
Успение Божией Матери 15(28) авг.
Праздники подвижного цикла:
Величайший правосл. праздник Светлое Христово Воскресение (Пасха) не входит в число двунадесятых праздников и должен всегда отмечаться в воскресенье. Дата Пасхи высчитывается по особым правилам, определенным на I Вселенском соборе в Никее в 325. Пасха Христова отмечается целую неделю. В это время совершаются торжественные богослужения и крестные ходы. Пасхе предшествует длительный (48 дневный) и строгий Великий пост время усердного покаяния и особых богослужений. На последнее воскресенье Великого поста приходится двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). После Вербного Воскресенья начинается Страстная седмица (неделя), воспоминание Страстей Господних.
На сороковой день после Пасхи приходится двунадесятый праздник Вознесения, всегда падающий на четверг. В этот день Христос, к-рый после Воскресения многократно являлся ученикам, вознесся на Небо.
Пятидесятый день после Пасхи Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов.
Кроме Великого поста есть еще три многодневных поста. Петров пост начинается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и продолжается до праздника ап. Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продолжительность его в разные годы различна. Успенский пост длится две недели — от 1 (14) авг. до Успения 15(28) авг. Рождественский (Филиппов) пост сорокадневный, от 15(28) нояб. (следующий день после дня памяти ап. Филиппа) до Рождества Христова. Кроме многодневных постов есть и однодневные почти все среды и пятницы.
Согласно христ. обычаю, при крещении человек получает имя одного из святых. В день памяти святого он празднует день ангела, или именины. Ангелом в данном случае называется не ангел-хранитель, пекущийся о каждом крещеном, но святой покровитель. Святые разделяются на лики или чины: пророки, апостолы (ученики и первые проповедники Христовы), равноапостольные, благоверные (цари и царицы, князья и княгини), святители (святые епископы), священномученики (мученики в сане епископском или пресвитерском), мученики и мученицы (отдавшие жизнь за веру), преподобномученики и преподобномученицы (мученики-монахи), исповедники (пострадавшие за веру, но не до смерти), преподобные (святые монахи и монахини), блаженные (чаще всего так называют юродивых, т. е. св., берущих на себя вид безумных), праведные (см. Культ святых в православии).

Источник: Религии народов современной России