ПРАВОСЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ПРАВОСЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ни классич. византийское православие, ни традиц. рус. православие дореволюц. поры не имели собств. системы социальных воззрений, аналогичных католич. социальной доктрине. Органически входя в государств, структуру Византии и Руси - России, они ограничивались предоставлением религ. санкции социальным воззрениям, разработанным идеологами господств. классов. К этому обязывал православие статус офиц. идеологии, призванной обслуживать социальные запросы как самой светской власти, так и тех обществ. сил, интересы к-рых она защищала. В этих условиях социальные идеалы сначала феодалов, а затем и буржуазии были объявлены «подлинно православными» и защищались всем арсеналом правосл. апологетики: доказывалась «богоустановленность» богатства и бедности, эксплуатации человека человеком, национальн. и социальн. угнетения, «божественное происхождение» императорской (Византия), княжеской (Русь) и царской (Россия) власти и т. п. Это придало социальным воззрениям православия реакц. характер и антинародную направленность. После Великого Октября идеологи РПЦ под давлением осн. массы рядовых верующих, участвовавшей в революц. процессе и устанавливавшей Советскую власть, отказались от освящения социальной несправедливости, а заодно и вообще от рассмотрения с религ. позиций общественно-политич. проблем, взяв на вооружение концепцию социальной нейтральности православия. Однако принятие этой концепции лишило богословско-церк. круги Московской патриархии возможности, с одной стороны, активно влиять на формирование социальных воззрений прихожан, уступив данный процесс воздействию научно-материалистич. обществ. мысли, а с другой - противостоять на межхрист. встречах буржуазным, а то и откровенно империалистическим, социальным концепциям зап. теологов. Указанными обстоятельствами был обусловлен переход РПЦ на позицию коммунистического христианства, предусматривающего подведение богословской базы под социалистич. обществ. идеалы, разделяемые верующими гражданами нашей страны, разработка церк. идеологами таких компонентов совр. П. с. к., как «богословие развития», «богословие мира и примирения» и т. п.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7