ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ
от греч. auto сам и kephale - голова) — 15 самостоят. самовозглавляемых правосл. церквей, наследовавших ви-зант. релит, традицию. Начало такой самостоятельности, восходящей к временам Визант. империи, было положено взаимной независимостью Константинопольского, Александрийского, Антио-хийского и Иерусалимского патриархатов, павших начало 4 самоуправляемым правосл. церквам соответствующих наименований. 5-е место в диптихе правосл. автокеф. церквей занимает Московская патриархия, получившая автокефалию В 1589. Далее следуют Кипрская. Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви, также возглавляемые патриархами. Во главе Элладской (автокефальна с 1850), Албанской (с 1922), Польской (с 1948), Чехословацкой (с 1951) и Американской (с 1970) стоят архиепископы и митрополиты. П. а. ц. присуща общность вероучения, к-рое включает в себя догматич. положения, выработанные еще до раскола христианства и изложенные в символе веры и др. документах первых 7 вселен, соборов (4-8 вв.), а также в учении отцов церкви того же времени. Общие у них и осн. нормы церк. жизни (характер и последовательность проведения богослужений, внешний вид священнослужителей и т. п.), а также важнейшие элементы культовой практики (ориентация храма и его внутр. убранство, содержание и форма проведения обрядов, пение без муз. сопровождения и т. д.). Богослужение в П. а. ц. ведется на нац. языках; используются и т- н. мертвые языки (напр., церковнославянский в Рус. правосл. церкви). Что же касается политич. ориентации, соц. доктрин и оценок явлений обществ, жизни, то они различны, т. к. детерминированы той соц. средой, в какой данные церкви находятся. П. а. ц. поддерживают взаимные контакты, согласуя решение релит, вопросов общеправосл. значения. Все П. а. ц. (за исключением Албанской) являются членами ВСЦ.

Источник: Атеистический словарь

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ
Албанская церковь существует с 1922, когда церк. собор провозгласил ее автокефальность. Во главе церкви стоит архиепископ.
Александрийская церковь, с центром в г. Александрии (ОАР), в наст. вр. объединяет неск. сот тысяч верующих, преимущественно греков и арабов на территории Африки, а также православных Эфиопии. Алекс, церковь - одна из наиболее древних в П. Уже I Вселенский собор (325) признал Алекс, епархию одной из главных, наряду с римской и антиохийской. Глава Алекс, церкви имеет титул не только патриарха, но и папы, как и глава римской (католич.) церкви.
Антиохийская церковь (центр в Сирийской Арабской Республике) возникла па основе епархии в одном из диоцезов Римской империи. В наст. вр., объединяя правосл. сирийцев и ливанцев во всем мире, имеет 6 епархий (митрополий) в Сирии, 6 в Ливане, по одной в США, Бразилии, Аргентине, Ираке и 3 в Турции.
Болгарская церковь, образовавшаяся в IX в., была автокефальной в периоды независимости болг. гос-ва (конец ТХ - нач. X вв., XTII - XIV вв., с 1872) и была подчинена константипоп. патриарху во время завоевания страны греками (X - XII вв.) и турками (XIV—XIX вв.). В 1872, отказавшись признать решение тур. правительства об образовании экзархата, Болг. церковь объявила себя независимой, в связи с чем собором константиноп. церкви на нее тогда, же была наложена схизма, т. е. запрещение иметь общение с др. правосл. церквами. Схизма с Болг. церкви была снята только в 1945, в связи с коренным изменением междунар. обстановки после окончания второй мировой войны. С 1953 во главе церкви стоит патриарх. Болг. церковь имеет одну зарубежную епархию в США и неск. приходов в Венгрии и Румынии.
Грузинская церковь стала самостоятельной с 484, выйдя из подчинения антиох. патриарху. Резиденцией главы Груз, церкви - католикоса - стал г. Тбилиси. После присоединения Грузии к России Груз. церковь в 1811 вошла в состав русской правосл. церкви на правах экзархата. После февр. революции Груз, церковь объявила себя автокефальной. Ее разрыв с русской правосл. церковью продолжался до конца 1943 г., когда синод русской церкви признал автокефалию Груз, церкви. В наст. вр. церковь возглавляет католикос-патриарх всея Грузии Ефрем II.
Иерусалимская церковь объединяет незначит. число верующих, преимущественно правосл. арабов, а также греков в Израиле и Иордании. Во главе церкви стоит патриарх. Его резиденция - в арабской части Иерусалима. Большую роль в управлении церковью играет «братство св. гроба господня», возникшее в IV в., в к-рое входят все высшие духовные лица Иерусалимской церкви.
Кипрская церковь - одна из древних в II. Глава ее носит титул архиепископа и имеет резиденцию в г. Никосии. В 1960 архиеп. Макариос избран президентом Республики Кипр, завоевавшей полит. независимость.
Константинопольская церковь образовалась на базе столичной епархии Визант. империи с центром в Константинополе (ныне Стамбул), что обусловливало первенствующее значение константипоп. епископа (с 451 - патриарха) в складывании П., как в догматическом и культовом, так и в церк.-организац. отношении. Образование собственно Константипоп. церкви произошло после завоевания Константинополя турками (1453) и распада Визант. империи, в результате к-рого возник ряд автокеф. правосл. церквей. Завоеватели предоставили константинои. патриарху полную самостоятельность в церк. делах и гражд. власть над правосл. населением в пределах султанского гос-ва. На протяжении всей своей истории эта церковь вела борьбу за расширение своей власти и подчинение ей правосл. церквей. В 1922 в составе Константипоп. церкви были образованы 4 епархии в США и назначен экзарх но Зап. Европе с титулом митрополита фиатирского. В 1924 образованы две епархии в Австралии. В юрисдикции Константиноп. церкви в наст. вр. находится автономная правосл. церковь финляндская. Возглавляет Константиноп. церковь патр. Афинагор, к-рый до своего избрания в течение 17 л. возглавлял в США правосл. приходы Константиноп. церкви.
Польская церковь возникла в нач. 20-х гг. XX в. как состоящая в юрисдикции константиноп. патриарха; затем стала автокефальной. По ее просьбе автокефалия Польской церкви была в 1948 подтверждена моcк. патриархией. Во главе Польской церкви стоит митрополит.
Румынская церковь до 1885 была в зависимости от константиноп. патриарха как автономная церковь. С 1925 возглавляется патриархом (он же митрополит бухарестский). Русская правосл. церковь - см. самостоят. статью.
Сербская церковь, образовавшаяся в XIII в., получила автокефалыюсть после освобождения страны от тур. владычества и возникновения королевства Сербии (1879). Церковь возглавляется патриархом. Имеет одну зарубежную епархию - в США. «Чехословацкая церковь как автокефальная существует с 1951, имеет 4 епархии, возглавляется митрополитом.
Элладская (греческая) церковь находилась в зависимости от константиноп. патриарха до провозглашения независимости Греции (1830). Во главе церкви стоит архиепископ. Вне перечисленных церквей, в США существует правосл. церк. орг-ция, возглавляемая русским эмигрантом митрополитом Леонтием, объявившая себя независимой церковью. Кроме того, имеется «заграничный архиерейский синод», объединяющий в разных странах Америки, Европы и Австралии крайне реакц. элементы белоэмигрантов и отказывающийся от общения с русской правосл. церковью, от к-рой он откололся.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
348.39 кб

Обзор документальных источников по истории украинской автокефальной Православной Церкви (1921-1930)

Преловская Ирина Николаевна
Статья посвящена краткому обзору документальных источников по истории Украинской Автокефальной Православной Церкви (1921-1930) Украинской Православной Церкви (1930-1939), которые были введены в научный оборот в Украине с 1991 г.

Похожие термины: