от греч. auto сам и kephale - голова) — 15 самостоят. самовозглавляемых правосл. церквей, наследовавших ви-зант. релит, традицию. Начало такой самостоятельности, восходящей к временам Визант. империи, было положено взаимной независимостью Константинопольского, Александрийского, Антио-хийского и Иерусалимского патриархатов, павших начало 4 самоуправляемым правосл. церквам соответствующих наименований. 5-е место в диптихе правосл. автокеф. церквей занимает Московская патриархия, получившая автокефалию В 1589. Далее следуют Кипрская. Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви, также возглавляемые патриархами. Во главе Элладской (автокефальна с 1850), Албанской (с 1922), Польской (с 1948), Чехословацкой (с 1951) и Американской (с 1970) стоят архиепископы и митрополиты. П. а. ц. присуща общность вероучения, к-рое включает в себя догматич. положения, выработанные еще до раскола христианства и изложенные в символе веры и др. документах первых 7 вселен, соборов (4-8 вв.), а также в учении отцов церкви того же времени. Общие у них и осн. нормы церк. жизни (характер и последовательность проведения богослужений, внешний вид священнослужителей и т. п.), а также важнейшие элементы культовой практики (ориентация храма и его внутр. убранство, содержание и форма проведения обрядов, пение без муз. сопровождения и т. д.). Богослужение в П. а. ц. ведется на нац. языках; используются и т- н. мертвые языки (напр., церковнославянский в Рус. правосл. церкви). Что же касается политич. ориентации, соц. доктрин и оценок явлений обществ, жизни, то они различны, т. к. детерминированы той соц. средой, в какой данные церкви находятся. П. а. ц. поддерживают взаимные контакты, согласуя решение релит, вопросов общеправосл. значения. Все П. а. ц. (за исключением Албанской) являются членами ВСЦ.
ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ
ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ
Источник: Атеистический словарь
ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ
Албанская церковь существует с 1922, когда церк. собор провозгласил ее автокефальность. Во главе церкви стоит архиепископ.
Александрийская церковь, с центром в г. Александрии (ОАР), в наст. вр. объединяет неск. сот тысяч верующих, преимущественно греков и арабов на территории Африки, а также православных Эфиопии. Алекс, церковь - одна из наиболее древних в П. Уже I Вселенский собор (325) признал Алекс, епархию одной из главных, наряду с римской и антиохийской. Глава Алекс, церкви имеет титул не только патриарха, но и папы, как и глава римской (католич.) церкви.
Антиохийская церковь (центр в Сирийской Арабской Республике) возникла па основе епархии в одном из диоцезов Римской империи. В наст. вр., объединяя правосл. сирийцев и ливанцев во всем мире, имеет 6 епархий (митрополий) в Сирии, 6 в Ливане, по одной в США, Бразилии, Аргентине, Ираке и 3 в Турции.
Болгарская церковь, образовавшаяся в IX в., была автокефальной в периоды независимости болг. гос-ва (конец ТХ - нач. X вв., XTII - XIV вв., с 1872) и была подчинена константипоп. патриарху во время завоевания страны греками (X - XII вв.) и турками (XIV—XIX вв.). В 1872, отказавшись признать решение тур. правительства об образовании экзархата, Болг. церковь объявила себя независимой, в связи с чем собором константиноп. церкви на нее тогда, же была наложена схизма, т. е. запрещение иметь общение с др. правосл. церквами. Схизма с Болг. церкви была снята только в 1945, в связи с коренным изменением междунар. обстановки после окончания второй мировой войны. С 1953 во главе церкви стоит патриарх. Болг. церковь имеет одну зарубежную епархию в США и неск. приходов в Венгрии и Румынии.
Грузинская церковь стала самостоятельной с 484, выйдя из подчинения антиох. патриарху. Резиденцией главы Груз, церкви - католикоса - стал г. Тбилиси. После присоединения Грузии к России Груз. церковь в 1811 вошла в состав русской правосл. церкви на правах экзархата. После февр. революции Груз, церковь объявила себя автокефальной. Ее разрыв с русской правосл. церковью продолжался до конца 1943 г., когда синод русской церкви признал автокефалию Груз, церкви. В наст. вр. церковь возглавляет католикос-патриарх всея Грузии Ефрем II.
Иерусалимская церковь объединяет незначит. число верующих, преимущественно правосл. арабов, а также греков в Израиле и Иордании. Во главе церкви стоит патриарх. Его резиденция - в арабской части Иерусалима. Большую роль в управлении церковью играет «братство св. гроба господня», возникшее в IV в., в к-рое входят все высшие духовные лица Иерусалимской церкви.
Кипрская церковь - одна из древних в II. Глава ее носит титул архиепископа и имеет резиденцию в г. Никосии. В 1960 архиеп. Макариос избран президентом Республики Кипр, завоевавшей полит. независимость.
Константинопольская церковь образовалась на базе столичной епархии Визант. империи с центром в Константинополе (ныне Стамбул), что обусловливало первенствующее значение константипоп. епископа (с 451 - патриарха) в складывании П., как в догматическом и культовом, так и в церк.-организац. отношении. Образование собственно Константипоп. церкви произошло после завоевания Константинополя турками (1453) и распада Визант. империи, в результате к-рого возник ряд автокеф. правосл. церквей. Завоеватели предоставили константинои. патриарху полную самостоятельность в церк. делах и гражд. власть над правосл. населением в пределах султанского гос-ва. На протяжении всей своей истории эта церковь вела борьбу за расширение своей власти и подчинение ей правосл. церквей. В 1922 в составе Константипоп. церкви были образованы 4 епархии в США и назначен экзарх но Зап. Европе с титулом митрополита фиатирского. В 1924 образованы две епархии в Австралии. В юрисдикции Константиноп. церкви в наст. вр. находится автономная правосл. церковь финляндская. Возглавляет Константиноп. церковь патр. Афинагор, к-рый до своего избрания в течение 17 л. возглавлял в США правосл. приходы Константиноп. церкви.
Польская церковь возникла в нач. 20-х гг. XX в. как состоящая в юрисдикции константиноп. патриарха; затем стала автокефальной. По ее просьбе автокефалия Польской церкви была в 1948 подтверждена моcк. патриархией. Во главе Польской церкви стоит митрополит.
Румынская церковь до 1885 была в зависимости от константиноп. патриарха как автономная церковь. С 1925 возглавляется патриархом (он же митрополит бухарестский). Русская правосл. церковь - см. самостоят. статью.
Сербская церковь, образовавшаяся в XIII в., получила автокефалыюсть после освобождения страны от тур. владычества и возникновения королевства Сербии (1879). Церковь возглавляется патриархом. Имеет одну зарубежную епархию - в США. «Чехословацкая церковь как автокефальная существует с 1951, имеет 4 епархии, возглавляется митрополитом.
Элладская (греческая) церковь находилась в зависимости от константиноп. патриарха до провозглашения независимости Греции (1830). Во главе церкви стоит архиепископ. Вне перечисленных церквей, в США существует правосл. церк. орг-ция, возглавляемая русским эмигрантом митрополитом Леонтием, объявившая себя независимой церковью. Кроме того, имеется «заграничный архиерейский синод», объединяющий в разных странах Америки, Европы и Австралии крайне реакц. элементы белоэмигрантов и отказывающийся от общения с русской правосл. церковью, от к-рой он откололся.
Александрийская церковь, с центром в г. Александрии (ОАР), в наст. вр. объединяет неск. сот тысяч верующих, преимущественно греков и арабов на территории Африки, а также православных Эфиопии. Алекс, церковь - одна из наиболее древних в П. Уже I Вселенский собор (325) признал Алекс, епархию одной из главных, наряду с римской и антиохийской. Глава Алекс, церкви имеет титул не только патриарха, но и папы, как и глава римской (католич.) церкви.
Антиохийская церковь (центр в Сирийской Арабской Республике) возникла па основе епархии в одном из диоцезов Римской империи. В наст. вр., объединяя правосл. сирийцев и ливанцев во всем мире, имеет 6 епархий (митрополий) в Сирии, 6 в Ливане, по одной в США, Бразилии, Аргентине, Ираке и 3 в Турции.
Болгарская церковь, образовавшаяся в IX в., была автокефальной в периоды независимости болг. гос-ва (конец ТХ - нач. X вв., XTII - XIV вв., с 1872) и была подчинена константипоп. патриарху во время завоевания страны греками (X - XII вв.) и турками (XIV—XIX вв.). В 1872, отказавшись признать решение тур. правительства об образовании экзархата, Болг. церковь объявила себя независимой, в связи с чем собором константиноп. церкви на нее тогда, же была наложена схизма, т. е. запрещение иметь общение с др. правосл. церквами. Схизма с Болг. церкви была снята только в 1945, в связи с коренным изменением междунар. обстановки после окончания второй мировой войны. С 1953 во главе церкви стоит патриарх. Болг. церковь имеет одну зарубежную епархию в США и неск. приходов в Венгрии и Румынии.
Грузинская церковь стала самостоятельной с 484, выйдя из подчинения антиох. патриарху. Резиденцией главы Груз, церкви - католикоса - стал г. Тбилиси. После присоединения Грузии к России Груз. церковь в 1811 вошла в состав русской правосл. церкви на правах экзархата. После февр. революции Груз, церковь объявила себя автокефальной. Ее разрыв с русской правосл. церковью продолжался до конца 1943 г., когда синод русской церкви признал автокефалию Груз, церкви. В наст. вр. церковь возглавляет католикос-патриарх всея Грузии Ефрем II.
Иерусалимская церковь объединяет незначит. число верующих, преимущественно правосл. арабов, а также греков в Израиле и Иордании. Во главе церкви стоит патриарх. Его резиденция - в арабской части Иерусалима. Большую роль в управлении церковью играет «братство св. гроба господня», возникшее в IV в., в к-рое входят все высшие духовные лица Иерусалимской церкви.
Кипрская церковь - одна из древних в II. Глава ее носит титул архиепископа и имеет резиденцию в г. Никосии. В 1960 архиеп. Макариос избран президентом Республики Кипр, завоевавшей полит. независимость.
Константинопольская церковь образовалась на базе столичной епархии Визант. империи с центром в Константинополе (ныне Стамбул), что обусловливало первенствующее значение константипоп. епископа (с 451 - патриарха) в складывании П., как в догматическом и культовом, так и в церк.-организац. отношении. Образование собственно Константипоп. церкви произошло после завоевания Константинополя турками (1453) и распада Визант. империи, в результате к-рого возник ряд автокеф. правосл. церквей. Завоеватели предоставили константинои. патриарху полную самостоятельность в церк. делах и гражд. власть над правосл. населением в пределах султанского гос-ва. На протяжении всей своей истории эта церковь вела борьбу за расширение своей власти и подчинение ей правосл. церквей. В 1922 в составе Константипоп. церкви были образованы 4 епархии в США и назначен экзарх но Зап. Европе с титулом митрополита фиатирского. В 1924 образованы две епархии в Австралии. В юрисдикции Константиноп. церкви в наст. вр. находится автономная правосл. церковь финляндская. Возглавляет Константиноп. церковь патр. Афинагор, к-рый до своего избрания в течение 17 л. возглавлял в США правосл. приходы Константиноп. церкви.
Польская церковь возникла в нач. 20-х гг. XX в. как состоящая в юрисдикции константиноп. патриарха; затем стала автокефальной. По ее просьбе автокефалия Польской церкви была в 1948 подтверждена моcк. патриархией. Во главе Польской церкви стоит митрополит.
Румынская церковь до 1885 была в зависимости от константиноп. патриарха как автономная церковь. С 1925 возглавляется патриархом (он же митрополит бухарестский). Русская правосл. церковь - см. самостоят. статью.
Сербская церковь, образовавшаяся в XIII в., получила автокефалыюсть после освобождения страны от тур. владычества и возникновения королевства Сербии (1879). Церковь возглавляется патриархом. Имеет одну зарубежную епархию - в США. «Чехословацкая церковь как автокефальная существует с 1951, имеет 4 епархии, возглавляется митрополитом.
Элладская (греческая) церковь находилась в зависимости от константиноп. патриарха до провозглашения независимости Греции (1830). Во главе церкви стоит архиепископ. Вне перечисленных церквей, в США существует правосл. церк. орг-ция, возглавляемая русским эмигрантом митрополитом Леонтием, объявившая себя независимой церковью. Кроме того, имеется «заграничный архиерейский синод», объединяющий в разных странах Америки, Европы и Австралии крайне реакц. элементы белоэмигрантов и отказывающийся от общения с русской правосл. церковью, от к-рой он откололся.