ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАКТОВКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАКТОВКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
носит религиозно-идеалистический характер; ее основу составляет принцип постоянного вмешательства бога и прочих сверхъестеств. сил в обществ. развитие. Традиц. П.т.и.п. сводилась к признанию провиденциальностн. феодально-крепостнич. и буржуаз.-помещичьего строя, монархии. формы гос. правления, эксплуатации человека человеком. К числу обществ. явлений, якобы противоречащих «промышлению господню», П. т. и. п. относила антифеод. и антицерк. выступления народных масс, крестьянские войны, пролетарскую революцию - т. е. все, что противоречило интересам господств, классов эксплуататорского об-ва, на страже к-рых стояла правосл. церковь. Важными принципами П. т. и. п. являются также преувеличение роли религ. фактора в историч. процессе, абсолютизация прогрес. аспектов социальной деятельности церкви, идеализация церк. деятелей прошлого, распространение мифа о «народности» православия. Идеологи соВрем. рус. православия внесли значит, коррективы в традиц. П.т.и.п. Выражая взгляды верующих граждан социалистич. об-ва, они пришли к выводу о провиденциальностн. социалистич. революции, богоустановленности Советской власти, распространили принцип провиденциализма на социалистич. и коммунистич. преобразования, на борьбу за мир и другие прогрес. тенденции соврем. обществ. развития. Однако и после такой модернизации П.т.и.п., естественно, остается религиозно-идеалистич. концепцией, принципиально отличающейся от научно-материалистич. объяснения закономерностей историч. процесса.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7