ПРАВОСЛАВИЕ В СССР
ПРАВОСЛАВИЕ В СССР
представлено двумя автокефал. помест. церквами: русской и грузинской, каждая из к-рых проделала значит, эволюцию, прежде чем достигла нынешнего состояния. РПЦ начала свое функционирование в социалистич. об-ве с активной антисовет. деятельности: конфронтации с Сов. властью, поддержки внутр. контрреволюции и иностран. интервенции, непосредств. участия епископата и значит. части духовенства в воен. и политич. борьбе свергнутых эксплуатат. классов против Республики Советов. Лишившись поддержки верующих трудящихся, поддержавших социалистич. преобразования в стране, РПЦ вошла в полосу острейшего кризиса: возник обновленч. раскол, вызванный несогласием многих священнослужителей с антисоветск. деятельностью церк. руководства во главе с патриархом Тихоном (см. Обновленчество). Чтобы сохранить церковь, поставившую себя на грань самоликвидации, обновленцы предложили радикально пересмотреть отношение к Сов. власти и социалистич. революции, а заодно модернизировать уклад церк. жизни, вероучение и обрядность. Успех политич. переориентации обновленцев заставил Тихона и его сторонников также перейти на позиции лояльности к новому обществ. и гос. строю, не отказываясь, в отличие от обновленч. церкви, от ортодоксальных традиций в догматике и культе. Эту линию продолжили митрополит, а затем патриарх Сергий и его преемники патриархи Алексий и Пимен, Уступая давлению верующих трудящихся, испытавших на себе благотворное воздействие социалистич. уклада жизни, идеологи РПЦ пересмотрели социально-политич. воззрения традиц. православия, вышли на рубежи коммунистич. христианства, отказались от воинств, враждебности по отношению к научно-технич. прогрессу, избавились от явных анахронизмов в правосл. вероучении и обрядности. Грузинская правосл. церковь (ГПЦ), вышедшая в 1917 из состава РПЦ и восстановившая свою автокефалию, отнеслась к победе Сов. власти в Грузии в 1921 резко отрицательно. Ее епископатом и духовенством был отвергнут «Декрет №21 об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый ревкомом Грузии 15 апреля 1921. Католикос-патриарх всей Грузии Амвросий (Хелая) совместно с рядом иерархов и священнослужителей ГПЦ обратился в 1922 к Генуэзской конференции с меморандумом, в к-ром просил капиталистич. страны Запада помочь восстановить в Грузии феод.-монархии, форму правления. Однако осн. масса верующих и значит, часть духовенства отмежевались от антисов. деятельности руководства ГПЦ. Принятая по их настоянию IV церк. собранием (1927) декларация осудила связь иерархов и священнослужителей ГПЦ с враждебными социалистич. гос-ву партиями и группами. Выполняя волю верующих трудящихся, ГПЦ перешла на позиции лояльности по отношению к социалистич. обществ. и гос. строю, стала активно поддерживать внутр. и внешнюю политику Сов. власти. А это привело и к переменам в социально-политич. воззрениях ГПЦ, к-рые модернизировались в обновленч. духе и оформились в концепцию коммунистического христианства. В кон. 50 - нач. 60-х гг. в идеологии ГПЦ усилились модернист, тенденции, распространившиеся не только на обрядность и уклад церк. жизни, но и на область вероучения, отношение к разуму, науке, культуре. Этот процесс модернизации продолжается в ГПЦ и поныне. Отношения между РПЦ и ГПЦ, нормализовавшиеся в 1943, характеризуются взаимной доброжелательностью и солидарностью. Обе церкви входят в состав Всемирного совета церквей, где выступают с общих социальных н вероисповедных позиций. Они активно участвуют в движении сторонников мира, в борьбе за предотвращение угрозы ядерной войны. Проделанная эволюция не изменила мировоззренч. сущности П. в СССР. И обновленное в духе времени, оно по-прежнему заставляет своих приверженцев смотреть на мир через призму религии и тем самым мешает им усвоить научн.-материалистич. мировоззрение.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7