ПРАВОСЛАВИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОИ РОССИИ
ПРАВОСЛАВИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОИ РОССИИ
Начало утверждению православия в древнерус. гос-ве положило принудит. крещение жителей столицы Киев. Руси, осуществленное в 988 - 989 по распоряжению князя Владимира Святославича (см. «Крещение Руси»). Христианизация древнерус. об-ва была вызвана потребностями складывавшегося феод. строя, к-рый нуждался для своего укрепления в соответствующей клас. идеологии, способной убедить народ, массы в необходимости примирения с социальн. гнетом и эксплуатацией человека человеком. В первые века своего существования РПЦ полностью зависела в религ. отношении от Византии. Лишь в 1448 она обрела автокефалию, а с 1589 стала возглавляться патриархом Моск. и всея Руси. Созданием Моск. патриархата, занявшего пятое место в перечне помести, правосл. церквей, завершился процесс становления самостоятельной РПЦ, поднявшейся до уровня централизации, достигнутого к тому времени рус. гос-вом. С целью укрепления позиций РПЦ внутри страны и повышения ее международн. престижа в 17 в. патриархом Никоном была проведена церк. реформа, коснувшаяся гл. обр. обрядности. Реакцией на эту реформу явилось возникновение старообрядчества, приверженцы к-рого жестоко преследовались как церковью, так и гос-вом. В результате реформат, деятельности Петра I, не поддержанной патриаршей властью, место патриарха занял с 1721 «Святейший правительствующий синод». Являясь крупным собственником и эксплуататором, РПЦ верно служила господ, классам княж. Руси и царской России в проведении ими антинародн. политики: помогала самодержавию подавлять народ, восстания, тормозила социальный, научно-технич. и культуры, прогресс, преследовала передовых ученых, душила прогрес. обществ. мысль. Духовенство стремилось дискредитировать в массах идеи научн. социализма. Все это осуществлялось РПЦ в союзе с самыми реакц. силами самодержавно-крепостнич. России. После добровольного присоединения Грузии к России (1811) в состав РГ1Ц на правах экзархата вошла грузинская православная церковь, епископат и духовенство к-рой также придерживались реакц. социально-политич. ориентации, верой и правдой служили самодержавию, эксплуатат. классам. Будучи гос. церковью, РПЦ располагала самыми благоприятными возможностями для своей деятельности, вт. ч. и материальными: перед Великим Октябрем она имела около 78 тыс. храмов всех назначений и около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников; кадры духовенства готовили 57 духовных семинарий (23 тыс. учащихся) и 4 духовные академии (около I тыс. студентов).
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7