ПРАВО ЦЕРКОВНОЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Право церковное
совокупность правовых норм, определяющих орг-цию, внутреннее устройство и деятельность церкви, а также отношение ее к гос-ву и отдельным лицам. Составной частью П. ц. является право каноническое. Религ. деятели утверждают, что П. ц. основывается на т. н. божественном законе. Согласно этому «закону» правовая власть в церкви якобы учреждена Христом и передана им апостолам (в католицизме — ап. Петру), от к-рых она будто бы перешла к их преемникам — епископам. Сфера действия П. ц. была наиболее широкой в средние века. П. ц. использовалось церковью для борьбы с ересями и вольнодумством, для подавления свободы совести, для борьбы с научно-материалистическим мировоззрением и атеистическими идеями.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО
совокупность религ. и юридич. норм, регулирующих структуру и деятельность церкви. В дореволюц. России правосл. церковь была государственной церковью, организация, деятельность и даже отправления культа к-рой определялись гос. законами. Гос. законодательство о церкви, входившее в Свод законов Российской империи, устанавливало правила о правах н обязанностях правосл. духовенства, имуществ. правах церкви, ее административных, судебных, финансовых и др. функциях, о ведении ею актов граждан, состояния, о цензуре духовной, о предупреждении и пресечении преступлений против веры и церкви и т. д. С отменой дореволюц. законодательства все эти юридич. нормы утратили силу. Совр. правосл. богословие рассматривает входящие в Ц. п. религ. нормы как правовые. Основа такой трактовки - средневек. теория церк. властвования, согласно к-рой бог учредил в церкви правовую власть. Осн. источник Ц. п., по мнению богословов, правообразующая воля церкви, к-рая есть воля бога, а церк. законы - лишь истолкование божеств, законов. В действительности нормы правосл. церкви, как и др. религ. орг-ций, не являются юридическими и относятся к сфере религии.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ПРАВО ЦЕРКОВНОЕ
совокупность религ. и юридич. норм, регулирующих структуру и деятельность церкви. Удельный вес юридич. норм в П. ц. тем выше, чем больше гос-во вмешивается во внутрицсрк. дела. В «Своде законов Российской империи» они занимали одно из центр, мест. Однако в любой системе П. ц. его важнейшую часть составляют религ. нормы и представления. Идеологи церкви относят к юридическим, по существу, все действующие в об-ве нормы, в т. ч. религиозные. В основе такой трактовки права лежит средневек. теория церк. властвования, согласно к-рой бог учредил в церкви правовую власть и передал ее апостолам, от к-рых она перешла к епископам. Осн. источник П. ц., по мнению богословов, правообразующая воля церкви, к-рая есть воля бога. Церк. законы - лишь истолкование божеств. законов. Учение о правотворчестве церкви имело в средние века глубокий политич. смысл: если нормы, издаваемые церковью и гос-вом, имеют юридич. характер, то гос-во не должно издавать законы, ущемляющие права церкви. Церк. «законы», выражающие божеств, волю, выше государственных. Поэтому они обязательны для гос-ва, в то время как церковь может и не исполнять нормы светского права. В действительности нормы, возникающие в любой религ. орг-ции, не санкционированные гос-вом и не подкрепляемые гос. принуждением, ни в коей мере не являются юридическими и полностью относятся к сфере религии, а не права.

Источник: Атеистический словарь

ПРАВО ЦЕРКОВНОЕ
совокупность норм, обладающих силой закона и определяющих орг-цию церкви, ее внутр. устройство, отношения между церковью и частными лицами, а также между церковью и гос-вом. Составной частью П. ц. является канонич. право, касающееся только церк. установлений. Особую роль П. ц. играло в период ср. веков на Западе, где католич. церковь, будучи феод. центром Зап. Европы, добивалась независимости от светских властей, а иногда и преобладания над ними. Иммунитет (независимость) церкви по отношению к светским властям позволял ей, в частности, осуществлять свой собственный суд (см. Суд церковный), а П. ц. служило ей мощным орудием борьбы против суверенитета гос-в. Большое значение в П. ц. на Западе играли папские декреталии. П. ц. (каноническое) кодифицировано католич. церковью в Корпусе канонич. права (Corpus iuris canonici, 1582) и Кодексе канонич. права (Codex iuris canonici, 1917).
Нек-рым иммунитетом, хотя и несравнимо меньшим, чем у католич. церкви в ср. века, обладала и правосл. церковь в Византии и на Руси. С созданием централизов. русского гос-ва этот иммунитет был урезан, однако часть вопросов все же была оставлена гос-вом в юрисдикции церкви, превращенной в придаток гос. аппарата. В царской России П. ц. основывалось на церк. уставах, «Кормчей книге» (см. Номоканон), постановлениях церк. соборов, «Духовном регламенте», «Книге правил» (1839), законах и постановлениях правительства и церк. властей. Сама церковь объявляла основой П.ц. Библию и вообще «божеств, закон». Важнейшей задачей П. ц. в России были насаждение религии в обществе, защита царской власти и насаждение представлений о ее «божественности», оправдание и освящение социального неравенства и эксплуатации. П. ц. включало установления, направленные на подавление свободы совести, на борьбу со старообрядчеством, сектантством и иноверцами, и санкционировало использование монаст. тюрем и иных репрессий. Окт. революция в нашей стране ликвидировала П. ц. как орудие распространения реакции.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.