ПРАВДА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Правда
истина, наполненная моральным смыслом и идеей естественного права; наполненное личным интересом и смыслом знание. Это понятие чаще всего употребляется при анализе искусства, религии, при оценке нравственных явлений.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Правда
соответствие образа ценностному основанию субъективной реальности. Если в истине отражается объективная реальность, то в П. выражается реальность субъективная.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 164-165; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 85,87-88.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Правда
соблюдение правомерных отношений между членами гражданского общества и воздаяние каждому должного без всякого пристрастия. Иногда словом правда обозначают то же, что и словом истина, а именно, соответствие слов действительности или действительному настроению. Под именем русской правды известно собрание древних русских законов, составившиеся из постановлений Ярослава и его сыновей.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Правда
соблюдение правомерных отношений между членами гражданского общества и воздаяние каждому должного без всякого пристрастия. Иногда словом правда обозначают то же, что и словом истина, а именно, соответствие слов действительности или действительному настроению. Под именем русской правды известно собрание древних русских законов, составившиеся из постановлений Ярослава и его сыновей.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ПРАВДА
совместно с кривдой составляет дуальную оппозицию. Абсолютизация их противоположности, отказ от признания их взаимопроникновения, от понимания взаимозависимости добра и зла приводит к смыканию с манихейством.
П. - высшее воплощение всего положительного: "Правда .... выше народа и выше России" (Ф.
Достоевский). П. - гипоцентр архаических субкультур русской культуры, носит синкретический характер, в котором можно выделить прежде всего нравственные пласты, а также представление об идеале социальной жизни, обычно тяготеющем к идеалу общинного социализма, а также росту утилитарных благ. П. носит крайне неопределенный, абстрактный характер в отличие от кривды, которая обычно воплощена в конкретном образе некоторого носителя зла; буржуев, врагов народа, кооператоров и т. д. П. принципиально отлична от истины и совпадает с некоторым эмоционально комфортным состоянием. П.
отличие от истины должна быть неделима и получена сразу, целиком. Ее невозможно получать поэтапно, накапливать как крупицы истины. Она идет от души. "Для того, чтобы осознать правду, не требуется понятий и масштабной работы мысли" (Кожинов В. Наш современник. 1966. № 4. С. 160). Проблема отношения всеобщей и личной П. в синкретизме неразрешима, так как там неизвестно само это различие. Моя П. и есть всеобщая П., как и наоборот.
Поэтому жулик Чичиков (Гоголь Н. Мертвые души) имел право сказать, что он "пострадал за правду". Истина - процесс постоянной критики ранее сложившегося комфортного состояния, результат работы ума, постоянное движение, изменяющее границы комфортного и дискомфортного состояния.
П. - результат инверсии, истина - результат медиации. П., как основанная на отождествлении осмысляемого явления с крайним полюсом дуальной оппозиции, тем самым противостоит взаимопроникновению, амбивалентности.
Различие между П. и истиной - одна из форм раскола общества. В концепции псевдосинкретизма содержится попытка скрыть раскол. Это выражается в отождествлении народной П. и научной истины, что разрушает и то и другое.
Для П. характерна некритическая слепая эмоциональная вера в свое собственное мироощущение, противостоящее самокритике познания, что является одним из факторов крайне слабого понимания сторонниками П. специфики.
современного мира. Д. С. Лихачев говорит о присущей русской культуре "особой правдивости", при которой человек "во всем доходит до крайней точки". П. прямой дорогой ведет к инверсионной ловушке по пути постоянного нарушения запрета на инверсию. Считается, что П.
обладает способностью к самоутверждению, кривда же сама идет к самоликвидации. Для утверждения П. достаточно лишь "доброго слова".
Однако кривда может этому воспрепятствовать, и тогда против упорствующего как тождественного кривде надо применить силу (см. принцип Антона Петрова). Еще И. Пересветов отождествлял "грозу" и "правду" и писал, что без "грозы не мочно в царстве правду ввести". Тем не менее, по языческим представлениям, одолеть зло на земле невозможно (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 464).

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

ПРАВДА
понятие, близкое по значению понятию "истина", но в русской философии оно служит также выражению дополнительного смысла, связанного с указанием, с одной стороны, на подлинную вселенскую истину, а с другой - с указанием на предельную личную убежденность говорящего. Русское слово "правда" этимологически связано с корнем "prav"; соответственно П. может выступать в таких значениях, как "обет", "обещание", "присяга", "заповедь", "правило", "договор", "закон". В основе семантики этого слова лежит представление о божественном порядке (ср. синонимичные выражения "преступить правду" или "преступить закон", а также название Русская правда как свод законов). П. может пониматься как договор между человеком и Богом, и в этом смысле это слово семантически связано со словом "мир" (община). Семантика слова "мир" также воплощает идею божественного договора с людьми, реализованную в социальном (и пространственном) плане (ср. иранск. mitra в значении "договор" - В. Торопов). Уместно вспомнить рассуждения Платона о справедливости, которая есть то, что правит всем. Между тем слово "истина" образовано от местоимения is-to и, следовательно, этимологически соотносится с лат. iste - этот, тот и т. п. Т. о., П. осмысливается как божественное начало, а истина - как человеческое. Так, в Псалтыри говорится, что истина от земли восходит, а П. с небес принимается; в греческом тексте слову П. соответствует ??????????? (справедливость, законность, правосудие), а слову истина - ??????? (действительность). В такой перспективе характерно противопоставление П. и кривды. Итак, если истина соответствует реально переживаемой действительности, то - правда высшей духовной действительности, подлинной реальности. В дискурсе русских философов, начиная с Ф. Достоевского и Вл. Соловьева, устойчиво воспроизводится смысловая иерархия П. и истины. Русский философ, выступающий за П., стоит за такую истину, которой следует еще добиться, за П., включающую в себя такой жизненный идеал, в котором поступки отдельного человека находятся в соответствии с требованиями этики. Истина у русских мыслителей порою становится относительной, ибо ее можно менять по усмотрению. Более того, она оказывается подчиненной П. Флоренский отмечал, что истина происходит от естины, от того, что есть на самом деле и принадлежит самому сущему. И потому истина есть живое существо, и гносеология должна выступить в форме гносеургии, т. е. преобразования познающего субъекта. Ибо истина как воплощение живого, может познаваться только жизнью, цельным способом человеческого бытия, а не отвлеченно логическими средствами. Онтологизм русских мыслителей, по мнению Флоренского, побуждает их к реализации своих идей и жажде осуществления высшей П. Вместе с тем, в русской философии мы находим противостояние метафизике, настаивающей на жестокости бинарной оппозиции "истина - ложь". В противовес этому предлагается тернарная структура - "правда - истина - ложь", которая оказывается более приближенной к жизни. Между тем такая постановка проблемы не является специфически русской. И. Кант в этических размышлениях подчеркивает, что человеку свойственно притворство (симуляция) и в этом нет ничего плохого, ибо оно приобщает его к культуре, делает благородным и вежливым. Но умалчивание действительно может приводить ко лжи, но может приводить и к неправде. Кант предлагает различать ложь и неправду: если мы даем обязательство открыть некую истину и высказываем при этом ложное утверждение, то тем самым творим ложь; но если нас принуждают открыться, и при этом не имеют на это права, наше уклончивое высказывание будет только неправдой. Выдвигая тернарную структуру "истина - ложь - неправда", Кант, по существу, указывает на подвижность границ между истиной и ложью. Ф. Ницше ухе прямо объявляет, что для жизни необходимо лгать. Истина у него - это стадная ложь, которая продолжает жить даже тогда, когда жизнь к этому не располагает. При этом ложь понимается им как в этическом, так и в риторическом смысле, ибо, используя язык, человек неизбежно лжет. Человеческие понятия - это стертые метафоры. А метафоры возникают в результате отождествления своего ощущения с воспринимаемым предметом, т. е. в процессе отклонения от его действительного содержания.
С. А. Азаренко

Источник: Современный философский словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
180.51 кб

Справедливость и правда в аспекте древнерусского мировоззрения

Черных С. Н.
Понятие «правда» как категория социального процесса имеет уникальные характеристики.
Читать PDF
276.43 кб

Правда как политико-культурный феномен в древнерусской литературе

Тананушко Диана Николаевна
Рассматривается феномен правды в древнерусской литературе.
Читать PDF
87.28 кб

«Правда и вера суть две сестры родные»: невыученный урок (размышления в Юбилейный год 300-летия со д

Мумриков Свящ Олег
Одной из актуальных проблем является рецепция современных естественно-научных картин мира в процессе возрождения православного образования.
Читать PDF
194.96 кб

Правда-справедливость

Рачков Петр Алексеевич
Читать PDF
191.89 кб

Журнал «Правда» (1904-1906) и популяризация позитивизма

Семёнова А. Л.
Журнал ѕПравдаї (1904-1906) ежемесячное издание искусства, литературы и общественной жизни с широкой программой; продолжение традиции XIX в.; редактор-издатель В. А.Кожевников; участие в журнале А. Богданова, А.
Читать PDF
315.86 кб

Методологические основы изучения понятия правда / истина в институциональном дискурсе

Волошина Ольга Володимирівна
Целью данной статьи является рассмотрение методологической основы изучения дуального концепта «правда / истина» в богословском и философском дискурсах.
Читать PDF
255.77 кб

Народная правда в России на рубеже XIX XX веков

Лякин Василий Евгеньевич
В статье отмечается особая роль категории правды в русской культуре, отличительной особенностью которой признают недостаточность правосознания.
Читать PDF
959.44 кб

Правда-истина и правда-справедливость: линии расхождения и схождения

Иванова Валентина Владимировна
В статье рассматривается соотношение понятий правда-истина и правда-справедливость.
Читать PDF
1.83 мб

Судейство и правда в "Апологии Сократа" Платона

Гавричкин Д.О.
В статье рассматриваются фрагменты текста «Апология Сократа» Платона с точки зрения того, что сказано в этом тексте о функции судьи и о выяснении им правды на судебном процессе.
Читать PDF
10.84 мб

«Нравы», «Нравственность» и морально-правовой долг правдивости

Мясников Андрей Геннадиевич
Читать PDF
461.06 кб

Правдивость отличительная черта религиозного поиска Л. Н. Толстого

Шмелев Валерий Дмитриевич
Читать PDF
259.44 кб

ЧЕЛОВЕК ПОД ДОПРОСОМ (НЕЛЖИВОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ И ПРАВО НА МОЛЧАНИЕ)

Соловьев Эрих
Читать PDF
321.83 кб

Альтернатива истине: смысл или правдоподобие?

Огурцов Александр Павлович
Читать PDF
2.28 мб

Вероятность и правдоподобные рассуждения

Рузавин Г.И.
Читать PDF
371.22 кб

Семантика правды и истины

Лизунова Маргарита Викторовна
В исторической ретроспективе прослежена динамика смыслового «насыщения» понятий «правда» и «истина».

Похожие термины:

  • Справедливость, Правда Божья

    (Justice). Сообщаемое человеку свойство Бога, являющее Его святость. Соответствующие библейские sedaqa, sedeq, dikaiosyne можно перевести и как "праведность". Применительно к человеку "справедливым" называют хор
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность

    Философский смысл термина: Правда, истина (Гомер); истинность (предсказания или сновидения) (Геродот); "истина" как природа - сверхчувственного происхождения (Парменид); действительность, подлинност
  • ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    одна из центральных категорий эстетики., раскрывающая гносеологическую специфику иск-ва, П. х. не исчерпывается ни «жизнеподобием», ни верностью худож. образов «правде жизни». В достижении П. х. не
  • истина и правда

    ИСТИНА И ПРАВДА — понятия, используемые для характеристики наших убеждений. Если истина характеризует убеждения в их отношении к реальности, то правда характеризует их в отношении к нравственным
  • Правда и Кривда

    В славянской мифологии одно из выражений главного противопоставления типа: свет– тьма, доля–недоля. Это не два зверя собиралися, Не два лютые сбегалися; Это Правда с Кривдой сходилися, Промежду с
  • Правда отношений

    одна из идей-ценностей, характеризующих русскую идею. А. Солженицын противопоставил П.о. преследованию частных интересов как принцип построения отношений между людьми. Ориентация на П.о. предпола
  • Истина, Правда

    (TVuth). Глубинная или духовная реальность. Первым христианским теологом, крый пытался описать понятие истины, был Августин. Он, прежде всего, стремился опровергнуть скептицизм. Если человеческий ра
  • Подлинная правда

    истинная правда, то есть правда, полученная с помощью истинника (по данным Попова Ю.А., палки длиной около двух метров и диаметром в руку).
  • тактическая правда

    Доля правды, допускаемая при соблюдении секретности и безопасности, в сочетании с обманом и психологическими операциями — обыкновенный прием Управления Восприятием и военного Информационного М
  • Правдивость

    соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям. Поскольку такое соответствие составляет суть всякой речи, то оно предполагается со стороны того, к кому обращаются; слушающий п
  • Правдивый, подлинный. Истинный, достоверный

    Философский смысл термина: Истинное (Гераклит); правдивый истолкователь, судья (Эсхил, Плутарх), подлинная речь (Геродот), истинное совершенство (Платон); достоверное свидетельство (Плутарх); истинн
  • ПРАВДОПОДОБИЕ

    эстетическое понятие, в котором фиксируется особое качество художественного изображения — его подобие действительности, сходство с ней.
  • ПРАВДОПОДОБНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

    получивший распространение в настоящее время термин для охвата всех рассуждений недедуктивного характера. В П. р. истинность посылок не гарантирует истинности заключения (как в дедуктивных рассу
  • Отношение правды и лжи

    правда и ложь являются основными факторами, определяющими само существование информационных систем, то есть жизни как таковой, человека и общества. Информационные сигналы "правда" и "ложь" являютс