ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
(Menschenrechte) — «вечные», неотъемлемые права людей, основанные на том, что человек по своей природе стоит выше мира животных (основные права); в качестве принципа государственного права приняты в 1776 США, в 1789 — Францией; см. также Естественное право. Права человека включают в себя право на свободу, собственность, безопасность и право сопротивления угнетению.
Jellinek. Die Erklärung der Menschenund Bürgerrechte, 1895; G. A. Salander. Vom Werden der M., 1926; V. Tomberg. Die Grundlagen des Völkerrechts als Menschheitsrecht, 1947; A. Voigt. Gesch. der Grundrechte, 1948; W. Heidelmeyer (Hg.). Die M., 1972; R. Alexy. Theorie der Grundrechte, 1986; E.-W. Böckenförde, R. Spaemann (Hgg.). Menschenrechte u. Menschenwürde, 1987.
Jellinek. Die Erklärung der Menschenund Bürgerrechte, 1895; G. A. Salander. Vom Werden der M., 1926; V. Tomberg. Die Grundlagen des Völkerrechts als Menschheitsrecht, 1947; A. Voigt. Gesch. der Grundrechte, 1948; W. Heidelmeyer (Hg.). Die M., 1972; R. Alexy. Theorie der Grundrechte, 1986; E.-W. Böckenförde, R. Spaemann (Hgg.). Menschenrechte u. Menschenwürde, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Права человека
общественный институт; права не могут существовать независимо от сопутствующих им обязанностей; существуют диалектическое противоречие (требующее непрерывности, непротиворечивости) и реальная практика, обусловленная мозаичностью мышления и действия; институт прав человека является формалистической попыткой вырвать слово из контекста и придать ему собственную ценность (обожествление слова); как не может быть такого поступка, как "просто взмах" (взмах рукой с платком и взмах рукой с ножом будут характеризоваться совершенно по-разному), так не может быть "просто прав". Права всегда конкретны и ограничены аналогичными или правами других.
Ассоциативный блок.
Декларация ООН пример работы по принципу "делать с точностью до наоборот".
Ассоциативный блок.
Декларация ООН пример работы по принципу "делать с точностью до наоборот".
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Права человека
понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сфере.
П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.
Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.
В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.
Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.
П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.
Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.
В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.
Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.
Источник: Философия права, словарь-минимум
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
это «человеческое измерение» всех явлений и событий общественной жизни. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придается естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения. Иногда их называют еще «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность и т.д. В основе концепции прав человека лежат две идеи: просвещения и разумного эгоизма. Начиная с Гоббса, права человека сводятся к эгоистическому и корыстному соперничеству свободных индивидов, реализующих личные цели, способствующие достижению жизненного успеха. Нравственная установка поведения личности отодвигается на второй план, уступая место юридическому началу. В русской философии понимание прав человека соотносится с идеей служения, отдающей предпочтение долгу, противоположной идее разумного эгоизма. Человек может реализовать свои собственные права только в том случае, если первостепенную значимость приобретает долг каждого человека, предполагающий реализовывать личностные особенности в интересах всего общества. Гражданское общество и правовое государство призваны гарантировать соблюдение прав человека во всем их объеме. Права человека, но взятые отдельно без обязанностей, лишены самоценности.
Источник: Тематический философский словарь
Права человека
понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие «права человека» появилось еще в эпоху буржуазных революций. Считается, что права человека (а это его права как личности, в отличие от прав гражданина) носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека – один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Права человека принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, унижающему человеческое достоинство обращению, свободу совести и вероисповедания, а также право на судебную защиту. Все остальные права человека – относительные, они могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. Общепризнано деление прав человека на личные (по международной терминологии – гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. В науке принято деление прав человека на т. н. «поколения». К правам «первого поколения» относятся личные и политические права. Они получили закрепление уже в первых буржуазно-демократических конституциях конца XVIII в. Права «второго поколения» это социальные, экономические права, появление которых вызвано упорной борьбой малоимущих слоев общества. Они закреплены в конституциях и законах. Права «третьего поколения» были сформулированы в 1970-е годы. Их иногда называют правами солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы, разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света. К правам «третьего поколения» относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на владение общим наследием человечества, права меньшинств. Необходимость защиты прав человека не только на национальном, но и на международном уровне стала остро осознаваться человечеством сразу после окончания второй мировой войны, когда весь мир был потрясен масштабами попрания прав личности и целых народов нацистским режимом Германии. Принцип уважения права человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права с принятием Устава ООН в 1945 году. Первым универсальным международным документом, посвященным правам человека, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
понятие, характеризующее круг социальных возможностей личности в экономической, политической, культурной и др. сферах» к-рые совр. государства обязаны гарантировать. Это понятие появилось еще в период Великой французской революции. Прогрессивные мыслители, в частности французские просветители, справедливо полагали, что власть и народ — не господа и рабы, как это понималось веками, а равноправные партнеры, имеющие взаимные права и обязанности. Отражая интересы прогрессивного в то время класса буржуазии, стремившегося к свободе от феодальных оков, прежде всего в экономической, а затем и в политической сферах, эта точка зрения позднее трансформировалась в буржуазную концепцию П. ч., согласно к-рой за каждым индивидом признавалась присущая ему от рождения некая совокупность прав — на жизнь, на свободу личности, слова, совести, владения собственностью и т.д. С развитием буржуазного общества список этот расширялся, приобретая в то же время различные интерпретации. Ограниченность буржуазной концепции П.ч. очевидна: провозглашая всех граждан субъектами прав, буржуазное общество в силу своей природы не в состоянии реально обеспечить эти права всему населению. Кроме того, в списке П. ч. не нашлось места социально- экономическим правам.
Революционный поворот в самом понимании П.ч., их природы и социального значения произвел марксизм, связавший свободу и права личности с освобождением трудящихся от эксплуатации. Практическое воплощение этой идеи в жизнь произошло лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. Как известно, уже первые декреты Советской власти, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституция 1918 и др. юридические документы не только провозглашали, но и гарантировали трудящимся равные права на труд, отдых, образование, политические права и личные свободы.
При социализме П. ч.— это его социальные возможности, к-рые обусловлены сущностью данного общественного строя, уровнем развития экономики, политической системы, культуры общества на данном этапе его развития. Эти возможности законодательно закреплены в конституциях социалистических государств, др. юридических документах, в соответствии с к-рыми государство берет на себя обязанность не только уважать и гарантировать П.ч., но и расширять и углублять их. В резком противоречии с. ленинским пониманием социализма, с целями и идеалами Великой Октябрьской социалистической революции находилась практика периода культа личности в СССР, отмеченная попранием П. ч. Новый этап в истории П. ч. связан с победой стран антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне. Крайне реакционная, человеконенавистническая сущность фашизма проявилась прежде всего в попрании элементарнейших человеческих прав и свобод, включая право на жизнь. Трагический опыт 1933—45 вплотную подвел человечество к пониманию того, что без сотрудничества государств с различными общественными системами, без выработки общего взгляда на П. ч. и создания международного механизма их охраны народы и отдельные люди останутся беззащитными перед лицом агрессии, произвола и беззакония. Такое сотрудничество и привело к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), ее органов — Комиссии по правам человека, позднее—и Комитета по правам человека. В Уставе ООН записано, что уважение и защита прав человека — одна из главных целей Организации. В 1948 была принята Всеобщая декларация прав человека — документ поистине исторического значения, содержавший перечень осн. прав и свобод человека, признаваемых сообществом государств. Прежде всего это право народов на самоопределение, свобода слова, совести, равенство перед законом и др. После долгих и трудных совместных поисков и дискуссий делегаций СССР, др. социалистических стран и западных государств в 1966 были приняты (в 1976 вступили в силу) два документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии с ними государства, ратифицировавшие пакты, приняли на себя обязательства перестроить свое законодательство и практику таким образом, чтобы они максимально соответствовали установленным международным стандартам в области П. ч. Ныне действует более сотни др. важных международных документов в этой сфере, направленных в т.ч. на предупреждение и наказание расовой и иной дискриминации, на обеспечение равноправия женщин, на создание гарантий прав обвиняемого и подсудимого и т.д.
Положение с П. ч.— один из главных показателей демократизма того или иного государства. Не случайно поэтому вопрос об их нарушениях стал краеугольным камнем идеологического противоборства двух мировых систем, к-рое достигло апогея в кон. 70 — нач. 80-х гг. в связи со вступлением в силу в 1976 пактов о П. ч. Запад обвинял социалистические страны гл. обр. в нарушениях политических прав, таких, как свобода слова, совести, свобода выезда и т.д., считая их состояние в капиталистических странах чуть ли не идеальным. И хотя в социалистических странах действительно имелись ненужные, бюрократические ограничения ряда прав, к-рые сегодня устраняются, буржуазные идеологи преследовали вполне определенную цель: доказать, что социализм в принципе отвергает права и свободы личности, и одновременно попытаться навязать свое их истолкование.
Социалистические страны, со своей стороны, держались той же малопродуктивной практики: обвиняли Запад в нарушениях прежде всего социально-экономических прав (в обеспечении к-рых достижения социализма общеизвестны), таких, как право на труд, жилище и др. Надо признать, что подобная «борьба» идеологий гибкостью не отличалась; каждая система лишь прочнее и упрямее утверждалась в своей позиции. Однако уже в тот период на международных форумах звучали трезвые призывы делегаций стран социализма: спокойно анализировать действительные проблемы с П. ч. во всех странах и совместно искать пути к их решению.
Революционная перестройка, все увереннее набирающая силу в СССР, дает новый импульс делу обеспечения и защиты П. ч. По сути дела, в этом ее главная цель: в корне обновляя экономические, политические и духовные структуры и механизмы, принципы и юридические нормы, устраняя деформации, имеющиеся в данной сфере, обеспечить максимум условий для раскрытия творческого потенциала каждого советского человека, включить его в управление обществом, надежно гарантировать его социально-экономические права, политические и личные свободы. Важное значение в этом плане имели решения XIX Всесоюзной конференции КПСС о реформе политической системы советского общества и правовой реформе, связанной с формированием социалистического правового государства.
Революционный поворот в самом понимании П.ч., их природы и социального значения произвел марксизм, связавший свободу и права личности с освобождением трудящихся от эксплуатации. Практическое воплощение этой идеи в жизнь произошло лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. Как известно, уже первые декреты Советской власти, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституция 1918 и др. юридические документы не только провозглашали, но и гарантировали трудящимся равные права на труд, отдых, образование, политические права и личные свободы.
При социализме П. ч.— это его социальные возможности, к-рые обусловлены сущностью данного общественного строя, уровнем развития экономики, политической системы, культуры общества на данном этапе его развития. Эти возможности законодательно закреплены в конституциях социалистических государств, др. юридических документах, в соответствии с к-рыми государство берет на себя обязанность не только уважать и гарантировать П.ч., но и расширять и углублять их. В резком противоречии с. ленинским пониманием социализма, с целями и идеалами Великой Октябрьской социалистической революции находилась практика периода культа личности в СССР, отмеченная попранием П. ч. Новый этап в истории П. ч. связан с победой стран антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне. Крайне реакционная, человеконенавистническая сущность фашизма проявилась прежде всего в попрании элементарнейших человеческих прав и свобод, включая право на жизнь. Трагический опыт 1933—45 вплотную подвел человечество к пониманию того, что без сотрудничества государств с различными общественными системами, без выработки общего взгляда на П. ч. и создания международного механизма их охраны народы и отдельные люди останутся беззащитными перед лицом агрессии, произвола и беззакония. Такое сотрудничество и привело к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), ее органов — Комиссии по правам человека, позднее—и Комитета по правам человека. В Уставе ООН записано, что уважение и защита прав человека — одна из главных целей Организации. В 1948 была принята Всеобщая декларация прав человека — документ поистине исторического значения, содержавший перечень осн. прав и свобод человека, признаваемых сообществом государств. Прежде всего это право народов на самоопределение, свобода слова, совести, равенство перед законом и др. После долгих и трудных совместных поисков и дискуссий делегаций СССР, др. социалистических стран и западных государств в 1966 были приняты (в 1976 вступили в силу) два документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии с ними государства, ратифицировавшие пакты, приняли на себя обязательства перестроить свое законодательство и практику таким образом, чтобы они максимально соответствовали установленным международным стандартам в области П. ч. Ныне действует более сотни др. важных международных документов в этой сфере, направленных в т.ч. на предупреждение и наказание расовой и иной дискриминации, на обеспечение равноправия женщин, на создание гарантий прав обвиняемого и подсудимого и т.д.
Положение с П. ч.— один из главных показателей демократизма того или иного государства. Не случайно поэтому вопрос об их нарушениях стал краеугольным камнем идеологического противоборства двух мировых систем, к-рое достигло апогея в кон. 70 — нач. 80-х гг. в связи со вступлением в силу в 1976 пактов о П. ч. Запад обвинял социалистические страны гл. обр. в нарушениях политических прав, таких, как свобода слова, совести, свобода выезда и т.д., считая их состояние в капиталистических странах чуть ли не идеальным. И хотя в социалистических странах действительно имелись ненужные, бюрократические ограничения ряда прав, к-рые сегодня устраняются, буржуазные идеологи преследовали вполне определенную цель: доказать, что социализм в принципе отвергает права и свободы личности, и одновременно попытаться навязать свое их истолкование.
Социалистические страны, со своей стороны, держались той же малопродуктивной практики: обвиняли Запад в нарушениях прежде всего социально-экономических прав (в обеспечении к-рых достижения социализма общеизвестны), таких, как право на труд, жилище и др. Надо признать, что подобная «борьба» идеологий гибкостью не отличалась; каждая система лишь прочнее и упрямее утверждалась в своей позиции. Однако уже в тот период на международных форумах звучали трезвые призывы делегаций стран социализма: спокойно анализировать действительные проблемы с П. ч. во всех странах и совместно искать пути к их решению.
Революционная перестройка, все увереннее набирающая силу в СССР, дает новый импульс делу обеспечения и защиты П. ч. По сути дела, в этом ее главная цель: в корне обновляя экономические, политические и духовные структуры и механизмы, принципы и юридические нормы, устраняя деформации, имеющиеся в данной сфере, обеспечить максимум условий для раскрытия творческого потенциала каждого советского человека, включить его в управление обществом, надежно гарантировать его социально-экономические права, политические и личные свободы. Важное значение в этом плане имели решения XIX Всесоюзной конференции КПСС о реформе политической системы советского общества и правовой реформе, связанной с формированием социалистического правового государства.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула “Люди рождаются свободными и равными” подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (Конституция Российской Федерации. Ст. 17). Нередко вместо понятия “П.ч.” используется близкое ему по смыслу понятие “свободы человека”.
С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула “право на свободу” (“Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...”).
Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.
Понятие “П.ч.” является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17— 18 вв., в период формирования капитализма.
Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публикова-
лись официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965—1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой,, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.
Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы — значит отказаться от своего человеческого достоинства, от Пл., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.
Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него”. Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь,
в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.
Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав: только общество наделяет человека правами; никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.
Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим; индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека. Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., в то время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.
Понятие П.ч. плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государстве целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.
О Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948; Азаров А.Я. Права человека. М., 1995; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000.
А.А. Ивин
С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула “право на свободу” (“Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...”).
Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.
Понятие “П.ч.” является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17— 18 вв., в период формирования капитализма.
Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публикова-
лись официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965—1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой,, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.
Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы — значит отказаться от своего человеческого достоинства, от Пл., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.
Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него”. Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь,
в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.
Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав: только общество наделяет человека правами; никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.
Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим; индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека. Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., в то время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.
Понятие П.ч. плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государстве целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.
О Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948; Азаров А.Я. Права человека. М., 1995; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000.
А.А. Ивин
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
нормативная форма упорядочения взаимоотношений между гражданами, отношения власти к гражданам. П.ч. задают основу тех правил и способов жизнедеятельности людей, к-рые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования общества и государства в условиях свободы. К содержанию П.ч. и их распространению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный каталог П.ч., зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, к-рые стали нормой современного общества. Решающим этапом в развитии П.ч. явились буржуазно-демократические революции 17—18 вв., к-рые не только выдвинули широкий набор П.ч., но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности П.ч., придавшие им подлинно демократическое звучание. П.ч., основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, они оказали огромное влияние на характер государства, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур. Формирование правового государства было бы невозможно без утверждения в общественном сознании и практике П.ч., поскольку правовое государство есть форма ограничения притязаний власти свободами и П.ч. Образованию правового государства, признающего приоритет П.ч., предшествовал процесс длительного и трудного поиска способов взаимодействия индивидов в государственно-организованном обществе как с властью, так и между собой. Этот поиск никогда не замыкался в сугубо правовом пространстве. Поэтому П.ч. изначально имели социально-этическое, духовно-культурное и религиозное наполнение. П.ч. формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, воспроизводящихся связей и устойчивых форм отношений.
В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими интересами, потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство этих зачастую разнонаправленных ориентиров поведения людей. Однако при всем разнообразии поступков и действий участников общественного взаимодействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, к-рые способны упорядочивать процесс взаимодействия людей, сочетать интересы различных индивидов с учетом исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), удовлетворению к-рых должны содействовать общество и государство. Объем этих благ исторически определялся положением индивида в социальной структуре общества, в системе материального производства. Эти блага, к-рыми наделялся индивид, условно могут быть названы П.ч. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейской, азиатской и др.), к-рые не давали возможности П.ч. обрести признак универсальности на основе принципа формального равенства, получить современное звучание. Однако само зарождение идеи П.ч. в 6-5 вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения П.ч. между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. На каждой новой ступени этого развития благодаря социально-политической борьбе сословий, принимавшей самые разные формы, добавлялись новые качества П.ч., они распространялись на более широкий круг субъектов. Подлинное развитие идеалов свободы и П.ч., нашедшее воплощение в великих исторических документах, произошло в США (Декларация независимости, 1776; Билль о правах, 1791) и Франции (Декларация прав человека и гражданина, 1789). Истоки этого явления заложены в философии Просвещения, учениях др.-греч. философов, естественно-правовой доктрине. Следует отметить и важнейшие правовые акты, принятые в Англии в период борьбы сословий за свои права и свидетельствующие о ее «первооткрывательстве» в области П.ч.: Великую Хартию вольностей (1215), Петицию о праве (1628), Хабеас Корпус акт (1678), Билль о правах (1689), Акт об устроении (1701). Естественно-правовая доктрина оказала решающее влияние на становление П.ч. Она утвердила приоритет свободы и П.ч., определила новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Естественные, прирожденные П.ч., к-рые независимы от усмотрения и произвола государственной власти и предначертаны природой или Творцом, должны быть обеспечены государством. Естественно-правовая концепция акцентирует внимание на автономии личности, ее индивидуальности. Ее ценность состояла в опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья. Высоко оценивая роль естественно-правовой доктрины в идеологическом обосновании буржуазных революций, становлении П.ч., нельзя сказать, что она была единственной и преобладающей в определении взаимоотношений личности и государства. Ей противостоял позитивистский подход к природе П.ч. и взаимоотношениям государства и личности. Согласно этому подходу, П.ч., их объем и содержание определяются государством, к-рое «дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции.
С таких противоположных позиций оценивались и оцениваются природа и сущность П.ч. и взаимоотношения индивида и государства. Различные подходы к взаимодействию права и государства, взаимоотношениям человека и государства сохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция П.ч., в конституциях Австрии, ФРГ- позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку конституции развитых западных государств ориентированы на принципы правового государства, следовательно, на защиту и охрану П.ч. и гражданина. Смысл разграничения основных прав на П.ч. и гражданина непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные П.ч., принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Так в гражданском обществе на основе П.ч. создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства. П.ч. охватывают и сферу отношений гражданина с государством, в к-рой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — ин-та гражданства, к-рый предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица и наделение его в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными законодательством этого государства. Конституция Российской Федерации признает, что «основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17 гл. 2). Вместе с тем Конституция содержит позитивное закрепление широкого перечня свобод и прав, и это идет в русле современной конституционной практики. Признавая естественные неотчуждаемые П.ч., законодатель стремится закрепить их в основных конституционных правах и свободах и обеспечить системой гарантий и механизмом защиты, также строго законодательно регламентированных (конституционная, судебная, административная защита, ин-т уполномоченного по П.ч., парламентский контроль и т.д.).
В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданин а. Такой подход не является традиционным для отечественного конституционного регулирования, к-рое отводило человеку положение всецело подчиненного государству, «дарующему» человеку права. Устанавливая различия правового положения человека и гражданина, Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, к-рые нашли воплощение в исторических законодательных актах о П.ч., закрепивших равенство и свободу. Все статьи гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Использование формулировок «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. - подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права - право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение составляет ст. 36, к-рая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности, к-рые несут только граждане РФ, - защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61); предусматривается возможность иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 62). Следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9); «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами»; и др. Здесь личные права сформулированы применительно к человеку, к-рый может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 25, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». П.ч. имеют нравственные истоки, являются важнейшим понятием современной политической этики. Апеллируя к нравственным категориям в оценке государственности, политическая мысль активно искала те ин-ты и механизмы, к-рые могли бы предотвратить неблагоприятные последствия прихода к власти политиков, лишенных «добродетелей», пренебрегающих «общим благом» либо ложно его понимающих. Если свести категории общего блага, свободы, гражданских добродетелей, заинтересованного отношения к государственной власти, соучастия в ее осуществлении, выдвинутые еще естественно-правовой доктриной, к одному оценочному критерию, то он может быть выражен в универсальной категории «П.ч.». П.ч. очерчивают сферу свободы индивида в отношениях с государством, обществом и своими согражданами, открывают возможности участия в политическом процессе, определяют границы автономии и самоопределения личности, меру ее индивидуализма и солидарности. П.ч. — это не только признаки демократического государственно-правового устройства, это нравственная категория, конкретизирующая понятия добродетели, добра, общего блага, достоинства, чести, справедливости применительно к политике и политической власти. Оценивая действия и программы политиков, характер политической власти, следует ориентироваться прежде всего на их отношения к П.ч., в к-рых концентрируются вековые представления о благах, необходимых человеку и обществу для обеспечения их нормальной жизнедеятельности: право на жизнь, свободу, равенство, собственность, достоинство, индивидуальность, неприкосновенность личной жизни и др. Лит.: Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996; Права человека накануне XXI века. М.: Изд. гр. «Прогресс»; Культура, 1994; Теория права и государства. М.: БЕК, 1995; Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: Норма-ИФРАН, 1998. Е.А.Лукашева
В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими интересами, потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство этих зачастую разнонаправленных ориентиров поведения людей. Однако при всем разнообразии поступков и действий участников общественного взаимодействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, к-рые способны упорядочивать процесс взаимодействия людей, сочетать интересы различных индивидов с учетом исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), удовлетворению к-рых должны содействовать общество и государство. Объем этих благ исторически определялся положением индивида в социальной структуре общества, в системе материального производства. Эти блага, к-рыми наделялся индивид, условно могут быть названы П.ч. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейской, азиатской и др.), к-рые не давали возможности П.ч. обрести признак универсальности на основе принципа формального равенства, получить современное звучание. Однако само зарождение идеи П.ч. в 6-5 вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения П.ч. между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. На каждой новой ступени этого развития благодаря социально-политической борьбе сословий, принимавшей самые разные формы, добавлялись новые качества П.ч., они распространялись на более широкий круг субъектов. Подлинное развитие идеалов свободы и П.ч., нашедшее воплощение в великих исторических документах, произошло в США (Декларация независимости, 1776; Билль о правах, 1791) и Франции (Декларация прав человека и гражданина, 1789). Истоки этого явления заложены в философии Просвещения, учениях др.-греч. философов, естественно-правовой доктрине. Следует отметить и важнейшие правовые акты, принятые в Англии в период борьбы сословий за свои права и свидетельствующие о ее «первооткрывательстве» в области П.ч.: Великую Хартию вольностей (1215), Петицию о праве (1628), Хабеас Корпус акт (1678), Билль о правах (1689), Акт об устроении (1701). Естественно-правовая доктрина оказала решающее влияние на становление П.ч. Она утвердила приоритет свободы и П.ч., определила новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Естественные, прирожденные П.ч., к-рые независимы от усмотрения и произвола государственной власти и предначертаны природой или Творцом, должны быть обеспечены государством. Естественно-правовая концепция акцентирует внимание на автономии личности, ее индивидуальности. Ее ценность состояла в опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья. Высоко оценивая роль естественно-правовой доктрины в идеологическом обосновании буржуазных революций, становлении П.ч., нельзя сказать, что она была единственной и преобладающей в определении взаимоотношений личности и государства. Ей противостоял позитивистский подход к природе П.ч. и взаимоотношениям государства и личности. Согласно этому подходу, П.ч., их объем и содержание определяются государством, к-рое «дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции.
С таких противоположных позиций оценивались и оцениваются природа и сущность П.ч. и взаимоотношения индивида и государства. Различные подходы к взаимодействию права и государства, взаимоотношениям человека и государства сохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция П.ч., в конституциях Австрии, ФРГ- позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку конституции развитых западных государств ориентированы на принципы правового государства, следовательно, на защиту и охрану П.ч. и гражданина. Смысл разграничения основных прав на П.ч. и гражданина непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные П.ч., принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Так в гражданском обществе на основе П.ч. создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства. П.ч. охватывают и сферу отношений гражданина с государством, в к-рой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — ин-та гражданства, к-рый предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица и наделение его в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными законодательством этого государства. Конституция Российской Федерации признает, что «основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17 гл. 2). Вместе с тем Конституция содержит позитивное закрепление широкого перечня свобод и прав, и это идет в русле современной конституционной практики. Признавая естественные неотчуждаемые П.ч., законодатель стремится закрепить их в основных конституционных правах и свободах и обеспечить системой гарантий и механизмом защиты, также строго законодательно регламентированных (конституционная, судебная, административная защита, ин-т уполномоченного по П.ч., парламентский контроль и т.д.).
В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданин а. Такой подход не является традиционным для отечественного конституционного регулирования, к-рое отводило человеку положение всецело подчиненного государству, «дарующему» человеку права. Устанавливая различия правового положения человека и гражданина, Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, к-рые нашли воплощение в исторических законодательных актах о П.ч., закрепивших равенство и свободу. Все статьи гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Использование формулировок «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. - подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права - право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение составляет ст. 36, к-рая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности, к-рые несут только граждане РФ, - защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61); предусматривается возможность иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 62). Следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9); «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами»; и др. Здесь личные права сформулированы применительно к человеку, к-рый может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 25, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». П.ч. имеют нравственные истоки, являются важнейшим понятием современной политической этики. Апеллируя к нравственным категориям в оценке государственности, политическая мысль активно искала те ин-ты и механизмы, к-рые могли бы предотвратить неблагоприятные последствия прихода к власти политиков, лишенных «добродетелей», пренебрегающих «общим благом» либо ложно его понимающих. Если свести категории общего блага, свободы, гражданских добродетелей, заинтересованного отношения к государственной власти, соучастия в ее осуществлении, выдвинутые еще естественно-правовой доктриной, к одному оценочному критерию, то он может быть выражен в универсальной категории «П.ч.». П.ч. очерчивают сферу свободы индивида в отношениях с государством, обществом и своими согражданами, открывают возможности участия в политическом процессе, определяют границы автономии и самоопределения личности, меру ее индивидуализма и солидарности. П.ч. — это не только признаки демократического государственно-правового устройства, это нравственная категория, конкретизирующая понятия добродетели, добра, общего блага, достоинства, чести, справедливости применительно к политике и политической власти. Оценивая действия и программы политиков, характер политической власти, следует ориентироваться прежде всего на их отношения к П.ч., в к-рых концентрируются вековые представления о благах, необходимых человеку и обществу для обеспечения их нормальной жизнедеятельности: право на жизнь, свободу, равенство, собственность, достоинство, индивидуальность, неприкосновенность личной жизни и др. Лит.: Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996; Права человека накануне XXI века. М.: Изд. гр. «Прогресс»; Культура, 1994; Теория права и государства. М.: БЕК, 1995; Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: Норма-ИФРАН, 1998. Е.А.Лукашева
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001