ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА
ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА
сс. Закон взаимозависимого возникновения (происхождения) и существования, всеобщей причинности и взаимообусловленности. Будда Шакьямуни проанализировал во время просветления все звенья (нидана) пребывания в круговороте сансары, в мире страданий, бесконечных рождений и смертей. Он установил, что живые существа состоят со всем в мире не в отношениях одновременности пребывания в нем (сабху, сахабху), а в отношениях взаимообусловленности, которые можно выразить формулой: «при существовании этого возникает то. Закон демонстрирует всеобщую причинно-следственную зависимость (хету-пратьяя-вьявастха.). Он имеет как индивидуальный, так и космический аспект. Его иллюстрируют двенадцатью ниданами и популярной мандалой (бхавачакра). Наряду с теорией дхарм и другими догматами буддизма пратитьясамутпада входит в парадигму, систему взглядов, определяющих буддийское мировоззрение. На основании закона о всеобщей взаимообусловленности разъясняется пустотность мира и его единство. Все, что обусловлено, зависимо, не имеет собственной сущности, собственной природы (свабхава) и рассматривается как пустотное в учении Нагарджуны. Всеобщая зависимость, относительность приводит к представлению о единстве мира, в котором нет самостоятельных, независимых сущностей, все выступает как потенция, вероятность, единица описания, номинальное, имеющее только имя. В прошлом (атита) закладываются предпосылки настоящего (пратьютпанна), в котором зреют семена будущего (анагата). При этом в абсолюте прошлое, настоящее и будущее одновременны. Абсолют тождествен сансаре, а время как процесс в нем отсутствует. То, что на мирском уровне сознания воспринимается как реальность, с точки зрения высшей истины пустотно (шуньята). Только человек, обладающий сознанием и волей, способен понять высшие истины, сделать выбор и выйти из круга новых рождений, приносящих страдания и смерть. Согласно учению буддизма, рано или поздно человечество придет к полному спасению через исчерпание кармы и прекращение создания предпосылок для появления новых семян аффектов и кармических последствий.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003