ПРАСАННА-ПАДА

Найдено 1 определение
"ПРАСАННА-ПАДА"
(санскр. prasanna-pada–, тиб. dbu ma tshig gsal, tshig gsal ba, «Ясное истолкование») — название философско-полемического труда буддийского мыслителя Чандракирти (VII в.). «П.-п.» является комментарием (вритти) к «Мула-мадхьямака-карике» Нагарджуны (примерное соотношение объёмов текстов 10 :1). Первое критическое издание санскритского источника осуществил Луи де ла Валле Пуссен при содействии Российской академии наук (Библиотека Буддика, IV, 1903– 1913). Именно «П.-п.» свидетельствовала об окончательном разделении мадхьямаки на две подшколы: на критикуемую в трактате сватантрику, основанную Бхававивекой (VI в.), и прасангика-мадхьямаку, установленную Чандракирти, который назвал своими предшественниками Нагарджуну (II–III вв.), Арьядэву (III в.) и Буддхапалиту (V в.). Прасангика – это метод негативной диалектики, позволяющий автору, не обозначая собственной точки зрения, подвергать деструкции, сводить к абсурду категории и понятия оппонентов, разрушать их логическую аргументацию. Согласно Чандракирти, значение этого метода в том, что он есть средство (упайя) очищения философских умов от доктринальнорассудочного конструирования — главной преграды на пути религиозного освобождения. Ибо абсолютная истина невыразима и постигается только интуитивно, посредством правильных техник медитации. Структурно «П.-д.» идентична «Мадхьямака-карикам» и состоит из 27 глав, в каждой из которых рассматриваются отдельные понятия оппонентов. Трактат был и остаётся предметом изучения всеми монахами тибето-монгольского, а также российского буддизма, особенно представителями школы гелук, непосредственно продолжающей традиции прасангика-мадхьямаки Чандракирти.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.