ПРАСАНГИКА-МАДХЬЯМАКА
ПРАСАНГИКА-МАДХЬЯМАКА
(санскр. pra–san∙gika-ma–dhyamaka, тиб. thal bargyur bai dbu ma pa, срединники, [которые учат] взаимозависимости, всё пронизывающей обусловленности; те, кто находят Срединный Путь в умозаключениях) — подшкола буддийской религиозной философии мадхьямака, заявившая о себе благодаря трудам Чандракирти в VII в. Он считал себя прямым преемником линии учителей Махаяны — Нагарджуны, Арьядэвы и Буддхапалиты, но фактически подшкола основана в противовес сватантрика-мадхьямаке и философско-полемическим методам, предложенным Бхававивекой. Главные различия между двумя ветвями мадхьямаки заключались в трактовке позиции школы в философских диспутах того времени, а также в отношении к логико-диалектическому мастерству и задачам эпистемологии. Поэтому П.-м. зачастую называют школой «сведения к логическому абсурду» доводов оппонентов. Собственно метод прасанги был впервые применён Нагарджуной в седьмой и последующих главах «Мула-мадхьямака-карики», где он использовал его как способ сведения доводов оппонентов к regressus ad infinitum — к бесконечному движению назад, что приводило к нелепости, абсурду (reduction ad absurdum) любые теоретические воззрения. Показать абсурдность рассудочных построений — значит направить ищущего к поиску абсолютной истины, которая вне языка и других знаковых систем, т.е. направить его по Пути духовного совершенствования, Великому Пути (Махаяна) учителей-прасангиков. Согласно Чандракирти, «срединник» (мадхьямик) — это тот, кто равно удалён от противоположных точек зрения по любому вопросу дискуссии, кто не аргументирует собственной позиции и не выдвигает какого бы то ни было тезиса. Тем не менее он должен активно участвовать в спорах, опровергая тезисы оппонентов. Делать это мадхьямик может сугубо логическими и теоретико-познавательными методами, указывая на ошибки, противоречия, внутреннюю несостоятельность философских систем идейных противников и недостоверность их способов доказательства. Задача такого рода критики — не только подвергнуть деструкции, показать несовершенство рассудочных постулатов и логических доводов (юкти) оппонента, но и продемонстрировать нелепость и абсурдность всего его религиозно-философского учения. По мысли Чандракирти, эта процедура «абсурдизации» рационально-теоретического дискурса — прекрасная практика для очищения ума философов от вымыслов, заблуждений, фантазий, навязчивых схем рассудка и других лжеконструкций познания. Следовательно, участие мадхьямиков в полемике — это акт сострадания и помощи страдающим интеллектуалам. Соответственно, занятия срединников логикой и эпистемологией являются духовной практикой. Учение П.-м. было востребовано в Тибете в школах сакья, кадам и особенно гелук, которая признаётся философско-религиозным преемником традиции «Нагарджуна — Чандракирти». Труды учителей этой линии преемственности по-прежнему изучаются в монастырских учебных заведениях Тибета, Гималаев, Индии, Монголии, России, а учителя гелук преподают П.-м. во многих университетах Европы и Северной Америки.