см. Критерий истины: практика выступает критерием истины, т. к. для того, чтобы проверить наши знания, мы должны положить их в основу практических действий. И если результат наших действий совпадает с ожидаемым, то сомневаться в правильности теоретических предположений нет оснований.
Практика, как критерий истины
Практика, как критерий истины
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
концепт марксистской философии. Положение о практике как критерии истины было сформулировано в тезисах о философии Л. Фейербаха (см.), которые содержались в записной книжке, найденной Ф. Энгельсом в оставшихся после смерти К. Маркса (см.) материалах. Это положение было сформулировано 27-летним Марксом. Интересно, что в его произведениях оно нигде не было подвергнуто философскому анализу. Это попытались сделать уже после смерти Маркса Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Маркс указывал, что «в практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [1. С. 1—2]. Б. Рассел писал по этому поводу, что для Маркса истина представляет собой «скорее понятие практики, чем понятие теории» [2. С. 195]. Многие зарубежные философы поспешили объявить Маркса основателем прагматизма. Разумеется, для этого нет никаких оснований. Маркс понимал истину как правильное описание того, что есть в общественной практике, он придерживался семантической концепции истины и в отличие от прагматистов не был консеквенциалистом. Поверхностным является суждение, что как философские системы прагматизм и марксизм существенно отличаются друг от друга, а концепция истины у них одна и та же.
В определениях Маркса недостаточно проясненным оказался вопрос о соотношении теории и практики. Марксисты утверждали, что теория и практика являются относительными противоположностями, они и включают, и не включают друг друга. В силу их различия практика может быть критерием истинности. Это рассуждение явно непоследовательно. Если практика наполнена в известном смысле теорией, то она не самостоятельна от нее. Ссылка на относительную самостоятельность практики и теории лишь запутывает суть дела. Нам же она видится в том, что в самой прагматической науке постоянно устанавливается истина. Дело обстоит не так, что для установления истины надо отойти в сторону от науки и оценить ее внешним для нее стандартом, практикой. Деятельностная компонента содержится в самой науке, а последняя в силу обнаружения в ней изъянов постоянно совершенствуется. Для того чтобы рассмотреть истинность, например, какого-либо экономического положения, необходимо весьма тщательно разобраться в существе экономической науки и выяснить, какая из экономических концепций является более состоятельной. И прагматисты, и марксисты обращаются с теорией довольно неряшливо, а потому их рассуждениям недостает концептуальной основательности.
В определениях Маркса недостаточно проясненным оказался вопрос о соотношении теории и практики. Марксисты утверждали, что теория и практика являются относительными противоположностями, они и включают, и не включают друг друга. В силу их различия практика может быть критерием истинности. Это рассуждение явно непоследовательно. Если практика наполнена в известном смысле теорией, то она не самостоятельна от нее. Ссылка на относительную самостоятельность практики и теории лишь запутывает суть дела. Нам же она видится в том, что в самой прагматической науке постоянно устанавливается истина. Дело обстоит не так, что для установления истины надо отойти в сторону от науки и оценить ее внешним для нее стандартом, практикой. Деятельностная компонента содержится в самой науке, а последняя в силу обнаружения в ней изъянов постоянно совершенствуется. Для того чтобы рассмотреть истинность, например, какого-либо экономического положения, необходимо весьма тщательно разобраться в существе экономической науки и выяснить, какая из экономических концепций является более состоятельной. И прагматисты, и марксисты обращаются с теорией довольно неряшливо, а потому их рассуждениям недостает концептуальной основательности.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.