ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Практическая философия
(πράξις деяние, πρακτικός относящийся не к теории, а к нравственной деятельности). Так называют иногда ту часть философии, которая занимается исследованием законов, форм и различных применений нравственной жизни, свойственной человеку, как наделенному разумом и свободой воли. К ней относят обыкновенно не только нравоучение, но и философию права или естественное право. Название нравоучительной философии практической — устарелое.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
часть философии, посвященная проблемам человеческого действия. Понятие практической философии охватывает размышление над общественными отношениями (социология), над межклассовыми отношениями (политико-экономическая рефлексия), марксизмом и т.д. Она включает моральную философию, составляющую раздел практической философии, фундаментальной проблемой которой будет предназначение человека в мире; в терминах Канта ее можно сформулировать как ответ на вопрос: «Что я должен делать?». Практическая философия противостоит теоретической философии, отвечающей на человеческий вопрос: «Что я могу знать?», и отличается от философии религии, задающейся вопросом: «На что я вправе надеяться, если я живу по моральным принципам?». Цель практической философии – указать людям те условия (общественные, экономические, политические и моральные), которые позволят им достичь счастья.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Практическая философия.
1. Этическая часть в классических философских системах, учение о принципах и законах действия (напр., «Этика» Спинозы, «Критика практического разума» Канта и т. д.). 2. Широков течение в совр. буржуазной философии, направленное против материализма и науки. К П. ф. могут быть отнесены ницшеанство, прагматизм, философия жизни (Бергсон), экзистенциализм и др. родственные им школы, к-рые рассматривают познание как «инструмент», «орудие» достижения практических результатов. Отказ от теоретического мышления и объективной истины, культ подсознательного в П. ф. связан с растворением мышления в биологической функции приспособления: истинность идеи определяется не тем, что в ней отражается объективная реальность, а ее практической годностью, полезностью: все идеи (в т. ч. и религиозные) «истинны», если они приводят к успеху. Т. обр., релятивизм и агностицизм П. ф. прикрывается ссылкой на практику, истолкованную в крайне субъективистском духе.
Источник: Философский словарь. 1963