ПРАГМАТИЗМ. НОВОЕ НАЗВАНИЕ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ СТАРЫХ МЕТОДОВ МЫШЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
ПРАГМАТИЗМ. НОВОЕ НАЗВАНИЕ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ СТАРЫХ МЕТОДОВ МЫШЛЕНИЯ
(Pragmatism. A New Name for Some Old Ways of Thinking) - работа У.Джеймса (1907), составленная на основе популярных лекций, прочитанных за полгода до выхода книги в Бостоне и Нью-Йорке. Рус. пер. (П.С.Юшкевича) — 1910 (изд. «Шиповник»). Основная идея «П.» - популяризация и обоснование нового философского метода. Джеймс рассматривает философию как самое возвышенное и самое тривиальное из человеческих стремлений. История философии есть история определенного столкновения человеческих темпераментов. Джеймс выделяет два интеллектуальных типа — «мягкий» (tender-minded) и «жесткий» (tough-minded) и существенные черты каждого: первому присущ рационализм, интеллектуализм, идеализм, оптимизм, вера, приверженность свободе воли, монизм и догматизм; второму — эмпиризм, сенсуализм, материализм, пессимизм, безверие, фатализм, плюрализм, скептицизм. Во все времена, считает Джеймс, антагонизм этих двух типов в какой-то мере определял философскую атмосферу времени. Прагматизм, по заявлению Джеймса, представляет собой средний путь философствования (Лекц. I). Джеймс отвергает натуралистическое, или позитивистское, восприятие мира. Он показывает, что человек теперь не законодатель природы, он потребитель. Природа стоит твердо, человек должен приспосабливаться к ней. Ему остается только фиксировать истину - какой бы она ни была бесчеловечной — и подчиняться ей. Романтическая спонтанность и мужество исчезли, считает Джеймс, мироощущение стило материалистичным и унылым. Идеалы представляются в виде бессильных, ненужных и побочных продуктов физиологии. Все высшее объясняется из низшего и всегда сводится к случаю. Анализируя поиски философии, к-рая соединяла бы, с одной стороны, научную приверженность к фактам, а с другой стороны — старую веру в человеческие ценности и вытекающую из них спонтанность романтического или религиозного свойства, Джеймс показывает, что обе стороны такой цели безнадежно оторваны друг от друга. Если остановить свой взор на эмпиризме, то окажется, что он сопряжен с умалением человека и неверием. Если же обратиться к рационалистической философии, то окажется, что она лишена контакта с конкретными фактами, ей чужды наши радости и горести. Характеризуя прагматическую философию, Джеймс показывает, что она сохраняет тесную внутреннюю связь с фактами, но не отказывается и от религиозных построений. Прагматический метод — это прежде всего метод улаживания метафизических споров, к-рые без него могли бы тянуться без конца. Представляет ли собой мир единое или многое, царит ли в нем свобода или необходимость, является ли он материальным или духовным, — все это одинаково правомерные т.з. на мир. Прагматический метод в подобных случаях пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия. Прагматический метод отказывается от принципов, «категорий», мнимых необходимостей и заставляет смотреть на конечные результаты. Обозначая прагматическую версию этики, Джеймс исходит из того, что хотя в отдельных частях мира царит зло, целое не может быть злом. Человеческая воля свободна; свобода воли в прагматическом смысле означает новизну в мире, т.е. право ожидать, что будущее, как в своих глубочайших элементах, так и в разыгрывающихся на поверхности явлениях, не будет слепо повторять прошлое и подражать ему. Учение о свободе воли Джеймс рассматривает как общую космологическую теорию обетования, подобно учениям об Абсолютном, о Боге, Духе или Промысле. По словам Джеймса, учение о свободе воли имеет смысл лишь как теория искупления и как таковая занимает свое место среди других религиозных теорий. Слова «Бог», «свобода воли», «промысел» имеют лишь практическое значение. Взятые сами по себе в интеллектуалистском смысле, они темны и неясны.
В гуще жизни они наполняются ярким светом (Лекц. III). Джеймс также рассматривает вопрос об ответственности в этических разногласиях. Если поверить некоторым людям, то вся задача этики сводится к составлению кодекса заслуг и провинностей.
В нас еще бродят и действуют старые юридические и теологические дрожжи, этот исключительный интерес к преступлению, греху, наказанию. Рассматривая проблему единства мира, Джеймс показывает, что моральное разделение во всяком случае преодолевается единством. Любовная страсть представляет нам мистический зародыш того, чем может быть полное единство всей чувственной жизни. Джеймс считает, что различные типы мышления заявляют свои притязания на обладание истиной. Однако у нас нет никакого простого критерия, с помощью к-рого мы могли бы сделать между ними выбор. Здравый смысл, естествознание, идеалистическая философия - все они недостаточно истинны в каком-то отношении. По словам Джеймса, истинные идеи — это те, к-рые мы можем усвоить, подтвердить, подкрепить и проверить; ложные — это те, с к-рыми мы не можем этого проделать. Обладание истиной не есть некая самоцель. Оно лишь предварительное средство для удовлетворения других жизненных потребностей. Мы, стало быть, не имеем права называть Авеля Каином или Каина Авелем. Если же мы это сделаем, считает Джеймс, то мы оторвемся от всей Книги Бытия и от всех тех слов и дел, к-рые были связаны с ней вплоть до настоящего времени.
В работе Джеймса рассмотрена также проблема гуманизма. По мнению философа, мы не в состоянии отделить то, что прибавляет к действительности человек. Человек порождает истины относительно мира. Люди по-разному смотрят на вещи. Мир, в к-ром мы живем, существует как нечто рассеянное, разбросанное. Он представляется нам в виде бесчисленного множества отдельных вещей, связанных между собой различным образом и в различных степенях. Само понятие «гуманизм» Джеймс трактует специфически — это способность людей накладывать на познание чисто человеческое восприятие. Что касается моральных норм и ценностей, то они так же условны, как и истинны (Лекц. VII). Лит.: Джеймс У. Прагматизм // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. П.С.Гуревич

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001