ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ

Найдено 1 определение
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ
характерная особенность истории развития философии XX в. Вплоть до 1930-х гг. мировая философия развивалась главным образом под семантическими знаменами. Состояние прагматических наук, а значит, и их философии, оставляло желать много лучшего. В полной мере это относилось и к американскому прагматизму, артикулированному в научном отношении явно недостаточно. Вместе с тем ощущалась острая потребность в выработке метода для гуманитарных наук. Она-то и привела к существенной переориентации мировой философии. Отметим основные вехи П. п. ф.
В начале 1930-х гг. Л. Витгенштейн отказывается от своих ранних логико-философских работ. Теперь он определяет значение слова не как тот предмет, который оно обозначает, а как его употребление на практике, но при этом он продолжает руководствоваться исключительно семантической концепцией истины. Оксфордец Дж. Остин развивает теорию речевых актов, причем с акцентом на иллокутивные и перлокутивные акты. Лишь локутивным актам он приписывает значения истинности. Иллокутивные и перлокутивные акты, как считает Остин, имеют прагматический характер. В это же время (речь идет о середине прошлого столетия) другой оксфордовец, Р. Хэар, развивает концепцию универсального прескриптивизма, согласно которой этика имеет дело с предписаниями на будущее, но он полагает, что к ним неприменима концепция истины. В 1950-х гг. логики С. Кангер. С. Крипке, Р. Монтегю развивают концепцию возможных миров и распространяют концепцию семантической истины на модальные языки. Р. Монтегю первым начинает широко обсуждать логическую прагматику. А Г. Вригт посвящает обширные работы анализу проблемы практического вывода, характерного именно для прагматических наук. До сих пор речь шла об англоязычном мире, но без решающих прагматических новаций не обошлось и в континентальной Европе.
В онтологии М. Хайдеггера (см.) одним из центральных является концепт «суть дела». Он получает герменевтическое истолкование у X. -Г. Гадамера (см.), который рассуждает о постоянной необходимости аппликации (применении) знания. После долгих неудачных поисков критической теории представители Франкфуртской школы напрямую обращаются к прагматике. К.Апель (см.), возрождая идеи Пирса, развивает концепцию трансцендентальной прагматики. Ю. Хабермас (см.) создает теорию коммуникативного действия. В конечном счете оба приходят к дискурсивной этике, насыщенной прагматическими идеями. Что касается французской философии, то она кульминировала в постмодернизме, сторонники которого не устают повторять, что для них на первом месте стоит не семантика, а прагматика. Наконец, резонно указать на нескончаемый спор между когнитивистами и нонкогнитивистами в области этики, метанаучной вершины прагматических дисциплин, в котором чаша весов склоняется на сторону когнитивистов. А это означает, что значительная часть этиков руководствуется концепцией прагматической истины.
Таким образом, в философии XX столетия произошел прагматический поворот. К сожалению, в него все еще недостаточно включена философия науки, в предмет изучения которой входит огромное количество многообразных прагматических теорий. Обширный список литературы к обсуждаемой проблематике читатель найдет в указанном ниже произведении. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия. М., 2005.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
304.96 кб

Прагматический поворот в философии науки

Бажанов В.А.
Читать PDF
541.72 кб

97. 03. 006. Соломон М. Прагматический поворот в философии естествознания. Solomon M. The pragmatic

Али-заде А. А.