ПРАБХАКАРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРАБХАКАРА

        ученик Кумарилы, основатель одного из двух гл. направлений мимансы, комментатор "Шабарабхашьи". Время жизни — приблизит. VII—VIII вв.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ПРАБХАКАРА

600-700) - индийский учитель ритуала и философ, представитель мимансы, создатель школы, противостоявшей преобладавшему в мимансе течению, восходящему к Кумарила Бхатте.
Учение Прабхакары было распространено гл. обр. на юге Индии, прежде всего в Керале. Вероятно, Прабхакара был современником Кумарилы: несмотря на то что в «Брихаттике», единственном сохранившемся из приписываемых ему комментариев на «Миманса-сутры» и «Миманса-сутра-бхашью», Прабхакара ни разу не называет Кумарилу по имени, он подвергает его учение критике, характеризуя своего оппонента как анупасиситагуру — «того, кто не слушал наставника» и как апаньявадина — «сторонника ложных правил».
Из идей, выдвинутых школой Прабхакары, наибольшую известность приобрели концепция ошибки в восприятии и учение о цели ритуального действия. Ошибку Прабхакара интерпретирует какложное отношение («принятие веревки за змею») — отождествление воспринятого не с тем объектом, мысль о котором появляется в сознании в результате акта восприятия. Обряд, по мнению Прабхакары, должен совершаться бескорыстно, без расчета на награду Лишь в этом случае он окажется эффективным (см. Апурва). Исследователи неоднократно указывали на сходство этой концепции с учением И. Канта о категорическом императиве. Однако в рамках индийской философии ее скорее можно интерпретировать как один из способов теоретически обосновать синтез брахманизма с местными культами.
Школа Прабхакары расходится со школой Кумарилы в понимании многих важных вопросов: в толковании порядка и деталей жертвоприношений, в представлении о соотношении слова и предложения (по мнению Прабхакары, значение слов определяется контекстом, т. е. является производным от смысла всего предложения). Прабхакара признает меньшее число »роман, чем Кумарила, в предлагаемом им перечне источников знания отсутствует отрицание, или «невосприятие», — абхава. Абхаву Прабхакара интерпретирует как частный случай пратьякиш. «невосприятие» кувшина есть восприятие места, где он находился прежде.
А. В. Пименов

Источник: Новая философская энциклопедия