ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид человеческой деятельности, тесно связанный с другими формами деятельности и направленный на получение, обоснование и обновление существующего знания. Познавательная деятельность имеет как индивидуальный, так и общественный аспекты, которые неразрывно связаны друг с другом. Индивидуальное познание реализуется в различного рода научной, изобретательской, обыденно-познавательной деятельности отдельного индивида. Социальная сторона познавательной деятельности реализуется в разных формах общественной жизни – собственно научной, религиозной, обыденной, этической, эстетической и т. д .
Познавательная деятельность является неотъемлемой характеристикой человека и существовала всегда, однако в различные исторические эпохи она имела различные конкретные черты, выявление которых представляет интерес как для истории и философии, так и для теории познания в частности. Интерес также представляет вопрос о связи познавательной деятельности с другими видами социальной и культурной деятельности. Теории, доминировавшие в эпоху Нового времени, делавшие упор на внутреннюю логику развития научного знания (интернализм), в настоящее время сменяются взглядами, признающими неизбежность влияния различных культурных феноменов и социальных институтов на процессы формирования и развития знания (экстернализм). В Новое время в связи с ростом научного знания интерес к анализу познавательной деятельности значительно возрастает, чему способствует формирование в это время субъект-объектной модели познания, позволяющей специфицировать познавательную деятельность и выделять ее из других видов человеческой деятельности. Для субъект-обьектной модели познания характерно стремление к четкому различению субъективного и объективного, подчеркивается необходимость преодоления субъективных моментов в познании, в рамках данной логики объективность отождествляется с научностью как таковой. Другой важной чертой этой модели является ее методологизм. Ученые и философы Нового времени исходят из представления о том, что познавательную деятельность можно организовать согласно общим правилам, которые бы позволили избежать ошибок в процессе познания. Хотя универсальный метод познания так и не был обнаружен в силу отсутствия такового, исследования в области методологии, общие принципы которых сформировались в это время, позволили расширить представления о закономерностях и особенностях познавательной деятельности человека. На основе субъект-объектной модели познания становится возможным развитие современного типа научного знания в тесной связи с развитием техники. Таким образом, в Новое время происходит формирование единого комплекса научно-технического знания. Познавательная деятельность, построенная на основе субъект-объектной модели, в целом оказывается достаточно продуктивной, хотя и заключает в себе ряд противоречий, которые по-разному фиксируются современными философами различных направлений. Данные противоречия определили как основные линии размышлений философов и ученых Нового времени, так и серию неразрешимых в рамках данной модели парадоксов, стимулировавших, с одной стороны, попытки их преодоления, а с другой – постановку новых проблем внутри данной системы.
Одним из основных оказывается вопрос об основаниях достоверности познания. В рамках субъект-объектной модели либо признается наличие внешней по отношению к сознанию реальности, которая представляется как объективная основа достоверного знания, либо подчеркивается значимость и закономерность субъективной реальности. В результате суть познавательной деятельности рассматривается либо как приведение в соответствие знаний субъекта объективному положению вещей, что позволяет, как предполагается, осуществлять субъекту более эффективное планирование своих действий на основе выявленных закономерностей, либо как согласование различных уровней и элементов знания, что приводит к аналогичному результату. Различие данных моделей проявляется скорее в понимании отношения процесса и результата познания.
В объективистской парадигме явно или неявно признается возможность достижения объективной истины, черпающей свою объективность из реальной действительности самой по себе. В субъективистской, поскольку познание рассматривается как процесс согласования знаний внутри субъекта, акцент скорее, делается на анализе процесса познания. Развитие научного знания в к. XIX – н. XX в. приводит к обнаружению недостаточности данной модели познания как в естественных, так и в социальных и гуманитарных науках. В результате развития естественных наук, особенно отдельных областей физического знания, становится очевидным, что представление о сущности объективных процессов и возможности их абсолютно полного описания на основе процедур наблюдений и экспериментов является ограниченным и противоречит реальной научной практике. Все это приводит к пересмотру классических представлений о природе эксперимента, а также о месте и роли наблюдателя. Это же характерно и для социальных наук того времени. Так, напр., если долгое время считалось, что исторический процесс объективен по своей сути и этим объясняются попытки создания общих теорий исторического процесса, то к к. XIX в. становится ясно, что подобные исторические теории сами возникают в ходе исторического процесса и являются ее продуктами.
Их претензия на абсолютную объективность демонстрирует стремление к созданию исторической или социальной теории с позиции, по существу, внеисторической и внесоциальной. Происходящие изменения в структуре, динамике и организации знания по-разному интерпретируются учеными и философами. Подавляющее большинство говорит о несомненном кризисе субъект-объектной парадигмы в ее классическом варианте и необходимости ее преодоления, но в значительной мере остается неясным, какие модели познания приходят на смену классической, одна ли эта модель или их несколько и, наконец, в какой мере они уже сложились в настоящее время в научном познании. В познавательной деятельности одни формы познания тяготеют к рационалистически точным формам, другие – к иррационалистическим, в которых значителен момент субъективной оценки действительности. Сама дилемма рациональных и иррациональных приемов познания существовала всегда и по-разному проявлялась на различных этапах познания. В античной культуре данное отношение можно представить как отношение дополнительности – индивидуальные формы мистицизма и коллективные мистериальные практики дополняют рациональные приемы познания, формирующиеся в это время. Данная дополнительность проявляется как в соседстве разных социально-культурных форм познания, так и в рамках одной научной школы, как, напр., в пифагореизме, в котором математическое знание переплетается с серией мистических, по своей сути, положений. В Средние века граница рационального и иррационального становится относительной и расплывчатой, хотя и не исчезает совсем. Определяющую роль в эту эпоху играют другие оппозиции, формирующие особенности познавательной деятельности этого времени, в частности, дилемма традиционного, основанного на авторитетах, и нового знания.
В Новое время происходит формирование классического идеала рациональности, лежащего в основании классической концепции научного знания и основывающегося на субъект-объектной модели познания. Вместе с кризисом классической науки испытывает кризис и новоевропейский рационализм, продемонстрировавший свою ограниченность. Реакцией на кризис новоевропейского рационализма становится формирование двух мировоззренческих установок – иррационализма и обновленного рационализма. Иррационалисты предлагают дополнить рационалистические научные методы познания иррационалистическими. Данная тенденция приводит к интенсивному развитию иррационалистических течений и теорий в различных областях культуры того времени, в результате новоевропейский иррационализм часто идейно смыкается с разными формами мистицизма, что, однако, не ведет к их полному тождеству. Кроме того, остается весьма важным и актуальным вопрос о роли интуиции в процессе познания. Одни философы рассматривают ее как проявление иррациональных сил человека, другие склонны рационализировать саму интуицию, что приводит к возникновению различных вариантов интуитивизма.
Рационалисты же, напротив, предлагают пересмотреть критерии и нормы рационализма, границы рациональности, на их взгляд, также должны быть подвергнуты пересмотру и в итоге существенно расширены. Только таким образом, по их мнению, можно спасти рационализм и науку как таковую. Очевидно, что принципы рационализма в конечном итоге оказались существенно пересмотрены, что, естественно, ослабило обоснованность критической позиции иррационализма в отношении идеалов рационального познания, хотя и не привело к полной отмене актуальности данного спора. В настоящее время дилемма рационализм – иррационализм в значительной степени пересматривается и уходит в прошлое в связи с тем, что знание становится все более гетерогенным, множественным по своей сути. Это приводит к тому, что даже в рамках одной области научного знания возникает несколько различных теорий, каждая из которых обладает внутренними критериями логичности и обоснованности. Такие теории являются по отношению друг к другу достаточно критическими и стремятся к демонстрации «нелогичности» конкурентной теории, а вопрос из плоскости отношений «рационализм – иррационализм» смещается в плоскость анализа отношений между множеством различных типов рациональности. Таким образом, в целом для современного знания все более характерным становится признание существования не единственного типа рациональности, а их множества, каждый из которых находится в сложных отношениях с другими типами рациональности. В отношении динамики познавательной деятельности взгляды также достаточно сильно эволюционировали в течение последнего века: кумулятивистские концепции роста научного знания, основывающиеся на признании постепенности процесса накопления и смены знания, сменились более сложными моделями, в которых элементы эволюционного и революционного характера роста знания сложным образом связаны и дополняют друг друга (Т. Кун). Д. В . Котелевский

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Метафора как средство познавательной деятельности

Тарасов О. В.
В статье рассматриваются актуальные проблемы когнитивного статуса метафоры.
Читать PDF

Роль убеждения и веры в познавательной деятельности

Груданов Игорь
Уже давно философы, размышляя над природой доказательства знания, сталкиваются с тем, что должны существовать такие исходные положения, которые не могут быть обоснованы.
Читать PDF

Проблема гипотезирования в познавательной деятельности

Сауров Сергей Юрьевич
В статье обсуждаются формы гипотезирования в современной научной деятельности, значение этого этапа.
Читать PDF

Основные подходы к развитию познавательной деятельности

Слепухина Н.С.
Читать PDF

Познавательная деятельность: пути преодоления натурализма

Шестаков А.А.
В современной философии активно дискутируется вопрос о месте и роли гносеологии в структуре философского знания.
Читать PDF

Коммуникативная природа научно-познавательной деятельности

Волков Алексей Владимирович
В статье предпринимается попытка обосновать тезис о коммуникативной природе научно-познавательной деятельности. Анализируются особенности научного языка и опытно-экспериментальной деятельности.
Читать PDF

Коммуникативная природа научно-познавательной деятельности

Волков Алексей Владимирович
В статье предпринимается попытка обосновать тезис о коммуникативной природе научно-познавательной деятельности. Анализируются особенности научного языка и опытно-экспериментальной деятельности.
Читать PDF

Формирование мотивации познавательной деятельности у студентов

Александрович Пётр Иванович
В статье отражена проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента. Даётся анализ подходов учёных и педагогов, которые занимались изучением мотивации познавательной деятельности.
Читать PDF

Врожденные механизмы регуляции учебно-познавательной деятельности

Фисин Ю. М.
Читать PDF

Философия как познавательная деятельность: неклассические подходы

Тарасов Олег Владимирович
В статье рассматривается вопрос о познавательном статусе философии в свете основных неклассических подходов к его решению.
Читать PDF

Когнитивный аспект применения теории схем в познавательной деятельности

Макарова Елена Александровна
Современная образовательная среда переживает эпоху активного преобразования, создаются новые концепты, стремительно меняется сама парадигма научного знания.
Читать PDF

Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности

Веракса Александр Николаевич
In the article the problem of sign and symbolic forms of mediation is posed as well as the problem of symbolic and other forms of imagery reflection.
Читать PDF

Особенности познавательной деятельности в социально-гуманитарных науках

Губанов Николай Иванович, Губанов Николай Николаевич
Читать PDF

Норма как мера, определяющая границы научно познавательной деятельности

Максимова Валерия Александровна
Статья посвящена исследованию феномена нормы как меры, определяющей границы научно познавательной деятельности. Автор показывает, что нормы обеспечивают развитие научного знания, отражая его устойчивость и изменчивость.
Читать PDF

Философские проблемы логики как инструмента познавательной деятельности

Нестерова Оксана Юрьевна
В статье рассматриваются философские проблемы, с которыми сталкивается традиционная логика, являясь необходимым инструментом и условием познавательного процесса.