ПОЗДНИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ
ПОЗДНИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ
представители мистико-идеалистич. направления обществ. мысли России 2-й пол. 19 в. Группировались вокруг "Моск. ведомостей", "Рус. вестника", "Дня", "Рус. мира", "Зари". Гл. идеологи – Данилевский, К. Леонтьев и в 70–80-х гг. – Страхов. П. с. поддерживали политику самодержавия, отрицали возможность следования России по пути "европейской цивилизации", отстаивали тезис об "особых началах" рус. истории. Стремясь доказать "богоизбранность" России, считая ее чуждой "социальных распрей" и "революционизма", они утверждали, что только религ.-этич. начало (православие) и сильная императорская власть (самодержавие) являются залогом спасения России от "пагубного" влияния "гниющего Запада". П. с. отрицали принцип эволюции, выступали против идей франц. материалистов и рус. революц. демократов, критиковали Ламарка и Дарвина, Бекетова и Менделеева, Сеченова и Тимирязева. Преобладавший во взглядах П. с. теизм сочетался с элементами позитивизма и неокантианства. Идеи П. с. были подвергнуты резкой критике Чернышевским, Писаревым, Салтыковым-Щедриным, К. Тимирязевым, Шелгуновым и др. представителями революц.-демократич. лагеря. Лит.: Милюков П., Разложение славянофильства, "Вопр. философии и психологии", 1893, кн. 3(18); Тимирязев К. ?., Чарльз Дарвин и его учение, ?., 1940, с. 150–93; Галактионов ?., Никандров П., История рус. философии, М., 1961, с. 308–12; см. также лит. при ст. Данилевский, Леонтьев К., Страхов. П. Шкуринов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.