ПОТОК СОЗНАНИЯ
ПОТОК СОЗНАНИЯ
понятие, обозначающее внутренние процессы умственной и психической жизни человека с точки зрения категории времени. В художественной литературе П. с. — принцип и прием, претендующий на непосредственное изображение мыслительных и эмоциональных процессов в их взаимоотношениях на основе ассоциаций и взаимопереходов от сознательного к бессознательному и обратно. Общее обоснование понятия П. с. связано с философией А. Бергсона (1859—1941), который, сопоставив механическое, пространственное, обратимое время с временем конкретного жизненного опыта каждого человека, вывел категорию длительности. Длительность означает у Бергсона характерное для сознания и поэтому субъективное и неповторимое переживание незавершенной текучести времени. Длительность — это непосредственно данное человеку сцепление прошлого, настоящего и будущего, и в этом процессе непрерывного становления человек может обрести свободу от жестких законов внешней детерминированности его социального существования. Свой вклад в трактовку понятия П. с. внес У. Джемс (1842—1910), американский психолог и один из основателей философии прагматизма. В своем труде «Основы психологии» (1890) он употребил термин П. с. (stream of thought), имея в виду наличие в сознании обязательных связей между отдельными мыслями. Проблема П. с. разрешалась у Джемса на основе его концепции приспособления возникающих внутренних отношений между отдельными мыслями и отношениями, существующими во внешнем мире, и именно этот нескончаемый «поток жизни» дает материал для развития процессов мышления каждого человека. Идеи Джемса и Бергсона стали общим обоснованием для осмысления и разработки принципов П. с. в художественной литературе ХХ в. Напр., в основе многотомного романа французского писателя Р. Роллана (1866—1944) «Очарованная душа» заложена идея соотношений между необратимым потоком жизни и непрырывным процессом становления внутреннего мира человека. В литературе П. с. может приобретать форму внутреннего монолога, скрытой устной речи. В этом своем виде П. с. зародился в русской реалистической литературе и, в частности, в прозе Ф.М. Достоевского (1821—1881) и Л.Н. Толстого (1828—1910). В начале ХХ в. П. с. стал одним из господствующих принципов раскрытия внутреннего мира человека в произведениях модернизма, что стало основой своеобразного стиля письма, характеризующегося разорванностью синтаксиса. Классиками П. с. во французской литературе считается М. Пруст (1871—1922), а в английской — Дж. Джойс (1882—1941).