(р. 16.9.1924) — спец. по культурологии и метафилософии.; к. филос. н., проф. Р. в с. Марки Евдоковского р-на Воронежской обл. В 1942-44 — солдат Красной Армии, участвовал в Курской битве в качестве наводчика противотанкового ружья, тяжело ранен в боях за освобождение Харькова. Окончил филос. ф-т МГУ (1949), асп. там же (1952). В 195257 — ст. преп. кафедры филос. Ростовского гос. ун-та; 1957-68 — доц. (там же); в 1968-70 — зав. кафедрой филос. экономико-филос. ф-та; в 1970-83 — доц. открывшегося филос. ф-та; заведовал кафедрой теории культуры, этики и эстетики (1983-90), с 1990 - проф. кафедры филос. истории. Канд. дисс. — «Борьба К. А. Тимирязева за материализм против идеализма в биологии» (1952). К 1981 была подготовлена докт. дисс. — «Проблемы социогенеза первичных форм философской рефлексии (преодоление марксизмом диатрибической традиции)». Было дано положительное заключение по дисс. при ее защите на специализированном совете при Ростовском гос. ун-те, дополнительное положительное заключение специализированного совета при Ин-те филос. и права Казахской АН, положительную оценку дисс. дали 35 докторов филос. наук из Ростова-на-Дону, Алма-Аты, Ленинграда, Москвы, Куйбышева. Однако поступило отрицательное заключение специализированного совета АОН при ЦК КПСС в 1985, на основании к-рого ВАК СССР отклонил ходатайство о присуждении П. ученой степени д. филос. н. К принятию отрицательного решения приложили усилия представители парт, структур и нек-рые из видных философов того времени. Соискателю был инкриминирован уклон в «гносеологизм» и «следование Ильенкову». П. — один из основателей ростовской науч. школы филос. культуры. Им разработана функционально-генетическая концепция культуры: обоснована идея иррелигиозной мифологии; выявлена особая, топонимическая форма мифа; определен предфилософский, мифоморфный статус архаической мудрости; обоснована идея о существовании до филос. и вне филос. материалист, интенциональности обыденного и научно-теор. мышления, выявляемой «здравым смыслом» и фиксируемой в логике. Им сформулирован и аргументирован вывод о разнородности и по генезису, и по функции античной «эпистемы» и новоевропейской «науки»; обоснована идея о том, что античная филос. была мифологически оформленной рефлексией возникающего гос-ва как соц. ин-та и идеепродуцирующей инстанции; выявлены рефлексивные мифологемы, лежащие в основании архаико-доксографического досократовского определения филос, а также рассудочно-диатрибического и теологического ее определений Платоном и Аристотелем. Им установлено, что в производстве и трансляции филос. знания в истории европ. культуры сложились три его формы и соответствующие им традиции: класс, вульгарная и диатрибическая; выявлены осн. формы метафилософского скептицизма как самоотрицания филос. На материалах истории культур разл. регионов выявлены три пути культурогенеза: азиатский, античный греко-римский и новоевропейский; предложена идея квантованности социокультурного процесса; разработана модель кванта НТП. Теоретически обоснована и внедрена в практику модель гуманистически ориентированного вузовского образования. П. — автор статей в БСЭ, ФЭ, ж. «Новый мир», «Известия СКНЦ ВШ», в газ. «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета» и др.
Соч.: Проблема человека в философии Фейербаха. (В соавт.) // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1974. № 4; Марксистская философия как преодоление натуралистической философии. (В соавт.) // Актуальные методологические проблемы современной науки. Краснодар, 1980; Проблема специфики философии в диатрибической традиции. Ростов н/Д., 1980; Руссо // Настольный календарь. М., 1987; Дидро // Там же. 1988; Культурология и проблемы гуманизации высшего образования. (В соавт.). Ростов-н/Д., 1993; Метафилософские диатрибы на берегах Кизитеринки. Пособие для студентов и преподавателей. Ростов н/Д., 2003.
ПОТЕМКИН Алексей Васильевич
ПОТЕМКИН Алексей Васильевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009