Посвящение в сан (рукоположение, хиротония) – на церковном языке возведение того или другого лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. В церковнослужители, т. е. в низшие церковные должности (чтеца, певца, иподиакона) посвящение совершается через руковозложение (ceiroqesia), в степень священства (диаконы, пресвитеры, епископы) – через рукоположение (ceroneia). Первое не относится к таинству священства, а есть только обряд, усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в церкви; второе – акт таинства священства, сообщающий посвященному особые благодатные дары. Первое совершается среди церкви; чтеца и певца – перед чтением часов, по облачении архиерея, иподиакона – по прочтении часов, перед началом литургии. П. в диакона, пресвитера и епископа совершается в алтаре во время литургии: хиротония диакона – после освящения даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…», священника – после перенесения св. даров с жертвенника на престол, епископа – перед чтением Апостола. Посвящение в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку, читает две установленные для того молитвы, постригает крестовидно волосы на голове посвящаемого и надевает на него короткую фелонь. После второй молитвы архиерей велит посвящаемому прочитать из апостола (так как чтение апостола за литургией составляет одну из обязанностей чтеца церковного); затем с него снимается фелонь и надевается стихарь (см.); архиерей, благословив посвящаемого, читает ему поучение об обязанностях чтеца и дает ему в руки лампаду (подсвечник со свечой), с которой посвященный и стоит во время литургии. Посвящение в иподиакона состоит в том, что, по облачении посвящаемого в стихарь, иподиаконы надевают на него орарь (крестообразно, через плечи); архиерей, возложив на голову его руку, читает посвятительную молитву, после которой умывает руки над сосудом, который держит посвящаемый. После возгласа: «И да будут милости…» посвящаемый отводится иподиаконами в алтарь, где вступает в отправление иподиаконских обязанностей. При посвящении в диакона два иподиакона приводят посвящаемого перед царские врата; диакон в алтаре провозглашает «повели», другой диакон – «повелите», протодиакон – «повели, преосвященнейший владыко»! Это троекратное восклицание указывает на то, что в древней церкви в избрании на каждую степень священства принимали участие народ (прихожане) и клир местной церкви: первое восклицание выражало собой согласие прихода, второе клира, а третье относилось к архиерею. Посвящаемый трижды обводится вокруг престола, затем архиерей полагает край омофора на голову его и, возложив на нее руку, произносит совершительные слова таинства: «Божественная благодать, всегда немощная врачующих проручествует (proceirixtai) благоговейнейшего иподиакона N. во диакона; помолимся, да приидет на него благодать Св. Духа». Далее следует ектения о новопосвященном; архиерей полагает ему на плечо орарь, надевает ему поручи, причем архиерей возглашает, а клир поет трижды axioj (достоин); ему дается рипида (см.), с которой он становится у престола.
Посвящение во священники совершается почти таким же образом, как и хиротония диакона. После произнесения архиереем совершительной и других молитв, посвящаемому даются епитрахиль, фелонь и книга «Служебник», вслед за чем новопосвященный становится у престола между священниками.
Посвящению в архиереи предшествует его «наречение» в святейшем синоде.