ПОСТУПОК
Поступок
действие или бездействие, требующее напряжения ума и души. Сам поступок характеризуется силой и качеством этого напряжения. За многими поступками людей стоит еще большее количество причин.
Ассоциативный блок.
Если человек чего то не делает, то дурак скажет: "Не может!" Человек более умный скажет: "Не хочет!" И лишь некоторые скажут: "Он делает другое дело!"
Ассоциативный блок.
Если человек чего то не делает, то дурак скажет: "Не может!" Человек более умный скажет: "Не хочет!" И лишь некоторые скажут: "Он делает другое дело!"
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ПОСТУПОК
действие (или бездействие) человека, которое оценивается с точки зрения моральных норм и требований, и за которое он несет ответственность. Оценка и ответственность отличают действие как поступок от любого другого вида деятельности. Поступок – это проявление свободы воли, нравственный выбор человека из ряда возможных действий, поэтому поступок характеризует человека с моральной стороны, с точки зрения его нравственности. С нравственной, духовной точки зрения человек таков, каковы его поступки. Важное значение в поступках играет такой элемент, как мотив, хотя и способы действия и результат поступка так же значимы.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ПОСТУПОК
всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений; см. Рефлекторное движение). В то время как с каждой вещью можно что-либо сделать, в поступке особо подчеркивается, что он принадлежит сфере нравственности. Поступок всегда является выражением человека как целого даже в том случае, когда поступки трудно или совсем невозможно отличить от автоматических действий. Чувство спонтанности наших поступков основывается на уверенности, что они определяются не только внешними раздражениями, что на них также оказывает влияние мышление. Поступок есть одна из форм проявления свободы воли (см. Свобода) и целенаправленной деятельности. В современной антропологии высказывается мнение, что человек является не столько мыслящим, сколько совершающим поступки существом (см. Активизм, Гелен, Прагматизм).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Поступок
1. Действие как проявление индивидуальности, обладающей ответственностью перед целым: событие неповторимого вхождения в бытие по определению М.М. Бахтина. П. есть не просто нечто «оригинальное» и «яркое», но соборное совершенствование и того, кто его совершает, и бытия в его полноте. 2. Базовая ценность, на которую ориентируются созидатели как аксиологический тип. 3.Термин для обозначения действия (деятельности) в том случае, когда требуется дать им целостную оценку, т.е. учесть не только непосредственный результат, но и характер мотивации. Такой подход напрочь забывается, когда торопятся дать поверхностный отчет («сделано столько-то…») или удовлетворяются сиюминутным результатом.
Ист.: Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология техники. М., 1986. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 218-219; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении.
Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 16-18.
Ист.: Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология техники. М., 1986. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 218-219; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении.
Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 16-18.
ПОСТУПОК
проявление материальной силы или идеи – личностный поступок. Мораль представляет собой комплекс проблем, которые ставит перед собой человек, размышляющий о своих поступках. Она отвечает на вопросы: Что я должен делать? Каково назначение человека в мире? Существует два основных ответа: согласно первому («эвдемонизм» Эпикура), конечная цель человека – счастье; согласно второму («ригоризм» Канта), эта конечная цель – добродетель. Философия изучает проблему ценности действия; речь идет о сущности человека: проявляется ли она в действии (Кант, ранний Фихте: «действовать, действовать, вот в чем смысл нашего существования», марксизм: «философия до сих пор лишь объясняла мир, а дело состоит в том, чтобы изменить его»; экзистенциализм), или же в мышлении (Платон, Аристотель, Гегель, Хайдеггер: «Философия – сова Минервы, которая, устав от дневных страстей, удаляется в спекуляцию»)? Здесь, следовательно, можно выделить «философию действия», которая сегодня в той или иной степени обязательно ссылается на марксизм, и «спекулятивную философию», продолжающую линию Платона и Гегеля. Психология изучает условия реального поступка (влияние на массы, просвещение народа и толпы, демагогия, реклама). С точки зрения психологии различают две фундаментальных формы поступка: 1) игра или искусство; 2) труд. Первые две представляют свободный поступок, вторая – принудительную и упорядоченную деятельность.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ПОСТУПОК
(Handlung) — всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлекторных движений). «В то время как с каждой вещью можно что-либо сделать, в поступке особо подчеркивается, что он принадлежит сфере нравственности» (N. Hartmann. Einführung in die Philosophie, 1954). Поступок всегда является выражением человека как целого даже в том случае, когда поступки трудно или совсем невозможно отличить от автоматических действий. Чувство спонтанности наших поступков основывается на уверенности, что поступки определяются не только внешними раздражениями, что на них также оказывает влияние мышление. Поступок есть одна из форм проявления свободы воли (см. Свобода) и целенаправленной деятельности. В современной антропологии высказывается мнение, что человек является не столько мыслящим, сколько совершающим поступки существом (см. Гелен, Активизм, Прагматизм). См. также Возможность.
К. Holzkamp. Wiss. als Н., 1968; W. R. Glaser. Soziales u. instrumentales Handeln. Probleme der Technologie bei A. Gehlen und J. Habermas, 1972; W. Vossenkuhl. Wahrheit des Handelns, 1974; R. Bubner. H., Sprache u. Vernunft, 1976; H. Lenk. Sozialphilos. des Leistungshandelns. Das humanisierte Leistungsprinzip in Produktion u. Sport, 1976;
H. v. Wright. H., Norm u. Intention, hg. 1977; Ferdinand Maier. Intelligenz als Handlung. Der genet. Ansatz in der Erkenntnistheorie Jean Piagets, 1978; P. SchmidtSauerhöfer. Wahrhaftigkeit u. Handeln aus Freiheit. Zum Theorie-Praxis-Problem der Ethik I. Kants, 1978; H. Aebli. Denken. Das Ordnen des Tuns, I—II, 1980—1981; M. Brenner (ed.). The Structure of Action. New York, 1980; P. Rohs. Die Zeit des Handelns, 1980; U. Gaier. System des Handelns, 1986; G. Köhler. Handeln u. Rechtfertigen. Unters, zur Struktur der prakt. Rationalität, 1987; P. Lanz. Menschl. Handeln zwischen Kausalität u. Rationalität, 1987.
К. Holzkamp. Wiss. als Н., 1968; W. R. Glaser. Soziales u. instrumentales Handeln. Probleme der Technologie bei A. Gehlen und J. Habermas, 1972; W. Vossenkuhl. Wahrheit des Handelns, 1974; R. Bubner. H., Sprache u. Vernunft, 1976; H. Lenk. Sozialphilos. des Leistungshandelns. Das humanisierte Leistungsprinzip in Produktion u. Sport, 1976;
H. v. Wright. H., Norm u. Intention, hg. 1977; Ferdinand Maier. Intelligenz als Handlung. Der genet. Ansatz in der Erkenntnistheorie Jean Piagets, 1978; P. SchmidtSauerhöfer. Wahrhaftigkeit u. Handeln aus Freiheit. Zum Theorie-Praxis-Problem der Ethik I. Kants, 1978; H. Aebli. Denken. Das Ordnen des Tuns, I—II, 1980—1981; M. Brenner (ed.). The Structure of Action. New York, 1980; P. Rohs. Die Zeit des Handelns, 1980; U. Gaier. System des Handelns, 1986; G. Köhler. Handeln u. Rechtfertigen. Unters, zur Struktur der prakt. Rationalität, 1987; P. Lanz. Menschl. Handeln zwischen Kausalität u. Rationalität, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПОСТУПОК
единство мотивации, действия (или воздержания от него), его результата и их оценки. П. – специфически русское понятие. Западноевропейские act, action, die Wirkung и т.п. означают лишь непосредственно практическое (физическое) действие, а его возможные целевые мотивации, причины и тем более – оценки рассматриваются отдельно. П. же – комплексное, интегральное выражение человеческого бытия. Для российского духовного опыта характерно именно поступочное представление бытия, с позиции которого понять явление, значит, представить его как вменяемое действие – разумное и ответственное, имеющее замысел и назначение. П. – вменяемое (имеющее рациональную мотивацию и ответственное), а значит – свободное действие. С естественнонаучной точки зрения п. нет: всеобщая детерминация снимает проблему свободы и ответственности. Поэтому п. – центральная идея персонологии и философии нравственности, находящих в п. свое интегральное выражение. Отрицание п. ведет к отрицанию самоопределения личности и нравственности. С точки зрения нравственного максимализма жизнь – как в целом, так и в каждом ее проявлении есть п. Проблема п. – свободного и ответственного действия определяет исключительное напряжение нравственного и религиозного поиска в российском духовном опыте. П. предстает как детерминированное, но свободное (ответственное) проявление человеческого бытия. Согласно М.М.Бахтину, п. – проявление «участного мышления», изначального человеческого «не-алиби-в-бытии». Квалификация п., его границы совпадают с границами ответственности, а значит – свободы. [1] Поэтому философия п., развитая М.М.Бахтиным как метафизика ответственности, пор сути совпадает с бердяевской метафизикой свободы [2] и этикой спасения С.Франка [3]. П. – не только специфически российская философема, но и пока еще недостаточно осознанная исключительно целостное выражение инорациональности, плодотворная альтернатива рационалистической философии нравственности и этике долга.
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
3. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.
----------
Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
3. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.
----------
Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.
Источник: Проективный философский словарь
ПОСТУПОК
клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с т. зр. единства мотива и последствий; намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческому действию через призму предшествующей ему и доследующей работы морального сознания отражается в представлении о структуре П. Последний слагается из следующих элементов; мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего П. и отношения его к оценке окружающих. роль различных элементов П., особенно мотива и последствий, в немарксистской этике оценивалась по-разному: либо в поступке важен гл. обр. исключительно мотив (Моральной доброты теория), либо мотив не играет роли, имеет значение лишь само действие (Деонтологический интуитивизм). Теоретики, придававшие определяющее значение последствиям поступков (Консеквенциальная этика), считали, что достижение требуемых моралью результатов должно быть и субъективной целью человека (Гедонизм, Эвдемонизм. Утилитаризм, Эгоизма теории). Однако роль мотива в моральной деятельности, как правило, их мало интересовала. Марксистская этика выработала целостное представление о П., придавая значение, как мотиву, так и последствиям. Разные аспекты оценки П. - соответствие намерения и П., цели и средства, мотива и последствий концентрируются в требовании единства ценностной и операционной сторон деятельности человека, обеспечиваемого гармонией знаний, убеждений и деяний. Элементы структуры П. составляют содержание морального долга, к-рый человек выполняет, и все они учитываются при оценке П. (что именно сделано, во имя чего сделано, намеренно или случайно, как сам человек относится к своему действию). При анализе значения различных моментов П. марксистская этика учитывает, какую роль они выполняют в моральных отношениях и деятельности человека. Напр., выполняя свой долг, человек не всегда отдает себе в данный момент отчет, почему он так поступает. Это не значит, однако, что он поступает бессознательно. Если нравственные действия стали для него привычкой, ему незачем в каждом конкретном случае заниматься мотивировкой своих П., вырабатывать решение и т. п. Эти внешне отсутствующие моменты в П, всегда можно восстановить, проанализировать всю деятельность данного человека (есля, к примеру, ему самому понадобится разобраться в Характере своих действий, к-рые до того казались ему само собой разумеющимися). Всесторонность анализа и оценки П. возможна лишь тогда, когда он рассматривается не изолированно, а сквозь призму всего поведения личности, его генеральной направленности, морального облика человека в целом. Единство мотива , и последствий достигается, закрепляется и обнаруживается не в одиночном поведенческом акте, а в целой серии П., скрепленных в систему, выстроенных в «линию поведения».
Источник: Словарь по этике