Постулаты практического разума

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Постулаты Практического Разума
По Канту, теоретические положения, истинность которых подтверждена требованиями нравственности, но подтверждена, исходя исключительно из практической и субъективной необходимости, не способной служить доказательством. Таких постулатов три: свобода воли, бессмертие души, существование Бога («Критика практического разума», книга II; «Диалектика чистого практического разума», глава 2, IV–VI). По мнению Канта, в них необходимо верить, иначе всякий нравственный опыт теряет смысл. Это не доказывает, что Бог существует, мы свободны, а душа бессмертна (ибо нельзя доказать, что нравственность имеет смысл), и не влечет за собой необходимости считать такую веру долгом (ибо «признание существования какой‑либо вещи не может быть долгом»), но с точки зрения нравственности признание этих трех постулатов необходимо, иначе мы неизбежно впадаем в абсурд и отчаяние. Но почему мы не должны впадать в абсурд и отчаяние? Из долга? Вовсе нет, потому что для исполнения долга надежда не нужна. Постулаты практического разума отвечают не на вопрос: «Что я должен делать?», а на вопрос: «На что мне позволено надеяться?» Они открывают нравственности новое измерение – надежду, и посредством ее подводят нас к религии.

Источник: Философский словарь.

Постулаты практического разума

(Postulate der reinen Vernunft - нем.)
Важнейший термин практической философии И.Канта, обозначающий
практически достоверные допущения, не могущие, однако, получить полное
теоретическое доказательство. Практическая достоверность содержит в себе
необходимость принятия, которая, однако, в отличие от теоретической,
имеет субъективный характер и равносильна твердой вере. Практические
постулаты, с одной стороны, неразрывно связаны с условиями
осуществимости, или, точнее, осмысленности морального закона,
представляющего, по Канту, факт чистого разума. С другой стороны, они
связаны с трансцендентальными идеями и содержат в себе утверждения,
придающие реальность этим предельным понятиям. Именно допущение
ноуменальной реальности трансцендентальных идей придает действенность
моральному закону. Соответственно трем классам идей, Кант выделяет три
постулата практического разума: воля свободна, душа бессмертна, бог
существует. Ноуменальная (т.е. в данном случае абсолютная) свобода воли
подразумевается уже самой структурой морального закона с его
императивной всеобщностью и, стало быть, возможностью автономных
действий. Вера в бессмертие души вытекает из недостаточности любого
конечного отрезка времени для достижения идеала морального
совершенства, заключенного в нравственных императивах. Необходимость
признания бытия бога обусловлена несовпадением моральных и природных
законов, отвечающих, соответственно, за добродетель и счастье (как
совокупность телесных и духовных удовольствий). Поскольку следование
моральному закону, которое делает человека достойным блаженства, тем не
менее автоматически не осчастливливает его, то для сохранения
действенности моральной мотивации требуется допущение некой высшей
инстанции, согласующей в конечном счете моральные заслуги человека с
суммой его блаженства.

Источник: Термины кантовской философии