ПОСТМОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОСТМОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРН
(от лат. post — после + фр. moderne — новый, современный) — 1) Определение, объединяющее весьма разнообразные тенденции в обл. иск-ва и архитектуры, выступающие как продолжение и завершение худ.-эстет. стратегий модернизма и, одновременно, направленные на их преодоление (как правило, путем иронического включения в инородное знаковосимволич. поле). Др. названия — «поставангард», «поставангардизм». Термин «П.» (в резко отрицательном смысле) впервые употребил Р.Панвиц в 1917 г.; как обозначение архитектурной стилистики он был использован в 1970-х гг., а филос. значение приобрел в 1980-х гг. в ходе дискуссий по проблемам определенности новейшей стадии в развитии зап. об-ва и культуры. Суть этих дискуссий сводится к двум оппозициям: а) П. — конституированная культ. парадигма, сменяющая классич. и модернистскую (Ж.Ф.Лиотар, Ж.Делез, И.Хассан) / П. — выражение кризиса классич. парадигмы и поздняя стадия развития модернистской культ. парадигмы (З.Бауман, Э.Гидденс, Ю.Хабермас); б) Модерн — обреченная модель развития об-ва и культуры, исчерпавшая свои перспективы «после Освенцима» / Модерн — единственная возможная модель развития постренессансной культуры, претерпевшая ряд искажений в рамках «проекта Просвещения». Во всяком случае, с 1980-х гг. понятие «П.» получает расширенное значение как определение совокупности науч.-филос., худ.-эстет., истор., теол. и психол. установок постсовр. культуры или культуры «поздней современности». Оно также употребляется для обозначения соответствующей ситуации в функционировании соц. системы (см. Бодрийар, Бурдье). Опыт парадигматического описания П. представлен в работах Лиотара «Состояние постмодерна» (1979) и И.Хассана «Производство смысла: Исследования постмодернистского дискурса» (1987). 2) Как маркировка состояния филос. сознания термин «П.» применяется к самым разл. направлениям философии второй половины XX — начала XXI вв. Чаще всего в кач-ве «филос. выражения» П. фигурируют фр. и амер. постструктурализм, Йельская шк. деконструктивизма, неопрагматизм, постпозитивизм и совр. модификации аналитической философии (особенно лингвистическая философия), разл. направления постфрейдистского психоанализа. Данные течения филос. мысли объединены прежде всего скептическим отношением к возможности непротиворечивой рациональной картины мира в науке и самой философии, отрицанием каноничности худ.-эстет. деятельности, представлением о выходе социокульт. системы за пределы соц. и истор. состояния. Для филос. стратегий П., генетически связанных со структурализмом М.Фуко, Р.Барта, Ж.Лакана, также характерно движение от «лингвоцентризма» к проблематике телесности, ранее не освоенной филос. дискурсом. Лит.: Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М., 1997; Словарь постмодернизма. Вильнюс, 2000. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПОСТМОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРН
термин, описывающий социально-культурную трансформацию высокоразвитых стран Запада, происходящую в последнюю четверть XX в. Значение термина "П." зависит от контекста его употребления и, соответственно, от того, в рамках какой понятийной пары он выступает. В социально-историческом контексте "постмодерн" - the Postmodernity, die Postmoderne - коррелят "модерна" {the Modernity, die Moderne, la modernite) как эпохи, простирающейся приблизительно от начала Нового времени до середины XX столетия. В эстетическом контексте П. (Postmodernism, Postmodernismus) - контрагент "модернизма" как стиля и этапа в истории искусства. (В рус. языке соответствующие понятия сопряжены с двусмысленностью, возникающей из-за специфики языковой традиции: слово "модерн" в русском словоупотреблении прочно закреплено за направлением в искусстве конца XIX - начала XX веков.)
Если отвлечься от точечных фактов употребления термина "П." в философско-исторической и культур-философской литературе первой половины XX в. (он встречается, например, у Тойнби), то появление понятия П. следует отнести к концу 60-х годов. В этот период термин "П." операционализируется сначала в дискуссиях по теории архитектуры, а затем в литературной критике и в искусствоведении. (Одной из первых публикаций, в которых термин "П." стал использоваться не для обозначения стилевых изменений в архитектуре, а как обобщенное выражение общезначимого культурного сдвига, была статья Л. Фидлера в журнале "Плейбой" за 1969.) "Постмодернистской" называли свою позицию молодые художники, музыканты и теоретики искусства, стремившиеся подчеркнуть тем самым свое несогласие с эстетической теорией модернизма. Основными приметами новой позиции были: скепсис по отношению к идее первородства, оригинальности; отказ от представления о художнике как творце; стирание различия между "высокой" и "массовой" культурой; смещение внимания с порождения нового на игру с уже созданным. Следствием этой переориентации стал принципиальный эклектизм, сознательное внедрение в работу множества скрытых и явных цитат, предпочтение пародии, пастиша и коллажа.
При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что едва ли не все черты "постмодернистской" эстетики уже содержатся в художественной практике "модернизма": смешение стилей и коллаж, равным образом как и размывание грани между высокой и массовой культурой имело место в поп-арте 50-х, а стирание грани между искусством и повседневностью практиковали еще в 20-е годы такие типично модернистские течения как дадаизм и футуризм. Выдержать натиск критики адептам П. помог выход в свет эссе Лиотара La condition postmoderne (1979), а появление в начале 80-х работ Бодрийара о "симулякре" и "симуляции" придало термину "П." статус социально-критического понятия; наконец, статья Джеймисона "П. и культурная логика позднего капитализма" (1984) распространила дискуссии о П. на англо-американское пространство, обусловив тем самым "постмодернистский" бум в исследовательской литературе. Этот бум не продлился, правда, и десятилетия: уже в конце 80-х чувствуется пресыщенность некогда будоражившими дебатами, появляются публикации о "конце П.", о "пост-постмодерне" и т.д.
Употребление термина "П." в качестве обозначения некоторого философского направления некорректно. П. как философии не существует и существовать не может. Отражением тенденций П. в интеллектуально-философской плоскости может служить постструктурализм, а в социально-философском плане содержания, связываемые с П., исчерпываются понятиями "постиндустриальное", "посткапиталистическое" и "информационное" общество. Осмысленность термина "П." поэтому не раз ставилась под сомнение. Он уместен лишь в качестве маркера глобальных изменений в социокультурной реальности, переживаемых высокоразвитыми странами Европы и Северной Америки. Этот сдвиг носит объективный характер и не сводится к интенциям отдельных интеллектуалов, будь это проводники П., связавшие с ним свою профессиональную карьеру, или его оппоненты, пытающиеся дезавуировать П. как недоразумение.
Неслучайно Лиотар избегает субстантивации прилагательного postmoderne (этому, впрочем, препятствует и франц. язык, в котором существительное moderne отсутствует), ведя речь не о П. как некой сущности, а об условиях, или о ситуации П. в социальной и культурной сфере. Суть этой ситуации, как подчеркивает Лиотар, заключается не в проявлении свойств, каковых "модерн" якобы не имел, а в особом отношении к "модерну". П. не есть нечто, что следует после "модерна" или направлено против него - основные черты ситуации "постмодерна" уже заключены внутри "модерна": дело заключается лишь в специфической рефлексии на эти черты. Своеобразие ситуации П., по Лиотару, состоит в радикальном недоверии к идеологиям, содержащим в себе притязание на всеохватывающее объяснение мира и тем самым претендующих на абсолютную легитимность. К числу таких идеологий, которые Лиотар называет "большими наррациями", или "метанаррациями", относятся наррации эмансипации, науки, просвещения и религии. Любая мировоззренческая система, провозглашает ли она спасение через веру в откровение, освобождение от эксплуатации или бесконечный прогресс за счет технического обустройства мира, имплицитно содержит в себе тоталитарный заряд. Претендуя на всеобщность, а значит - на статус единственно истинной, любая метанаррация стремится вытеснить или покрыть собой все альтернативные наррации.
Культурная ситуация, обозначаемая как "ситуация постмодерна", имеет ряд социальных, эстетических и интеллектуальных параметров. Ключевой формулой для характеристики этой ситуации стало "исчезновение социального" (Бодрийар). Под этим провокативным выражением имеется в виду утрата, растворение (и в этом смысле - исчезновение) универсальной среды, в прежние эпохи служившей эстетическим опосредованием человеческой деятельности и обеспечивавшей интерсубъективность взаимодействия людей. Событие, которое переживается не в некотором интерсубъективном пространстве, а на экране телевизора или компьютера, теряет свою "событийность". Доступ к культуре более не опосредуется ни в пространстве, ни во времени, ее произведения становятся объектами пассивного созерцания; культурная деятельность утрачивает свое коммуникативно-практическое измерение, обретая характер вторичного репродуцирования внешнего мира. Это обстоятельство находится в центре размышлений Джеймисона.
Кроме того, "исчезновение", или "конец социального", о котором говорит Бодрийар, означает исчезновение связующих общество культурных скреп; субъекты социального действия превращаются в результате в изолированные социальные атомы. В этой связи теоретики П. ведут речь о "фрагментировании субъекта". Индивид превращается современными технологиями массовой коммуникации в плоскость, на которую масс медиа могут наносить любые записи. Фабрикуемая средствами массовой коммуникации фиктивная действительность в такой мере вытесняет "реальность", что индивиды перестают четко различать грань, отделяющую "реальное" от "символического".
Фрагментирование общественной жизни в несколько иных терминах осмысляется Лиотаром. Конец "метанаррации", констатируемый Лиотаром, есть распадение единой "Истории" на множество партикулярных "историй". Прежде единое социальное целое расщепляется на множество альтернативных друг другу "наррации" - мировоззрений, идеологий, образов жизни.
Нормативная нагрузка, придаваемая этому диагнозу, весьма различна. Одни подчеркивают его социально-критический заряд (очевидный у Джеймисона и раннего Бодрийара), другие усматривают в тематизации П. вариант культурного пессимизма и неоконсерватизма (упрек, обычно бросаемый Лиотару). Отсюда крайняя пестрота оценок в литературе о П.
С девизом П. принято связывать такие имена как Лаку-Лабарт, Поль Вирилио (Франция), Рорти (США), Одо Марквард, Слотердайк (ФРГ). Из многочисленных исследований, популяризирующих П., можно выделить работы социологов Баумана (Великобритания), Энтони Гидденса (США) и Питера Козловски (ФРГ), философов Вольфганга Вельша, Ульриха Зоннемана, Дитмара Кампера (ФРГ) и Джанни Ваттимо (Италия).
В. С. Малахов
Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985; Эко У. Заметки на полях "Имени Розы" // Иностранная литература. 1988, №10; Райхман Д. Постмодернизм в номиналистской системе координат // Флэш Арт. 1989, № 1; Гидденс Э. Постмодернизм // Философия истории. М., 1995; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997; LA. Fiedler. Cross the border - close the gap: Postmodernism // Playboy. 1969, № 12; J. Habermas. Der philosophische Diskurs der Moderne. Weinheim, 1987; Nach der Postmoderne (Hrsg. A. Steffens.). Dusseldorf, Bensheim, 1992; F. Jameson. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, 1993; D. Harvey. The Condition of Postmodernity. Cambridge, 1994.

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
297.31 кб

Постмодернизм

Асоян А. А.
Читать PDF
977.85 кб

Постмодернизм

Николай Николаевич Кожевников
Читать PDF
370.13 кб

Аватары постмодернизма

Кузин Василий Иванович
Статья посвящена вопросам определения понятий «модернизм» и «постмодернизм». Автором предложено рассматривать эти понятия в рамках трех теоретических контекстов.
Читать PDF
312.95 кб

Петров и постмодернизм

Перетятькин Г.Ф.
Статья спор автора с позицией В.Л.Абушенко относительно взглядов Петрова на гипотезу лингвистической относительности Э. Сепира Б. Уорфа.
Читать PDF
278.67 кб

Дадаизм и постмодернизм

Фетисова Т. А.
Читать PDF
311.25 кб

Космизм и постмодернизм

Н. М. Николаенк
While postmodernism abdicates integrated apprehension of world-being and human history and consideres the principle of plurality as the only resolution of the basic contradictions of modernity, russian cosmical philosophy elaborat
Читать PDF
16.12 мб

Постмодернизм в эстетике

Маньковская Надежда
Статья посвящена анализу одного из главных аспектов постмодернизма – эстетического. Выявлено, что постмодернизм – это особое пространство в художественно-эстетической культуре последней трети XX – начала XXI в.
Читать PDF
165.15 кб

Вещный мир постмодернизма

Резник Н. Ю.
В статье раскрываются, на базе концептуального анализа содержания постмодернизма в культуре XXI века, этапы взаимоотношения человека с его искусственным телом, с вещью.
Читать PDF
198.12 кб

Метафизика и постмодернизм

Долгих Андрей Юрьевич
Читать PDF
159.43 кб

Рационализм и постмодернизм

Найдыш Вячеслав Михайлович
В статье рассматриваются установки постмодернизма, связанные с многообразием типов рациональности.
Читать PDF
204.63 кб

Бросая вызов постмодернизму

Захаров А. О.
Рецензия на книгу А. Мегилла «Историческая эпистемология»
Читать PDF
94.31 кб

Постмодернизм: Pro et contra

Галинская И. Л.
Постмодернизм: Pro et contra: Материалы Междунар. науч. конф. "Постмо-дернизм и судьбы худож. словесности на рубеже тысячелетий", Тюмень, 1619 апр. 2002г. Тюмень, 2002. 291 с.
Читать PDF
793.07 кб

Образ науки в постмодернизме

Хлебникова О. В.
Читать PDF
222.40 кб

Музыка в эпоху постмодернизма

Рылов Анатолий Викторович
Автором статьи представлено исследование процессов культуры, характерных для середины XX века. По итогам проведенного исследования отмечено, что теоретические концепции О. Гассета и В.
Читать PDF
161.29 кб

Метафизика или постмодернизм?

Вечтомов Евгений Михайлович
Метафизика представляет собой основополагающее течение философско-методологической мысли, берущее начало у Аристотеля и продолжающее успешно развиваться.

Похожие термины:

  • ПОСТМОДЕРНИЗМ

    обозначение специфики мировоззренческих установок новейшей культуры, связанной с поливариантным восприятием мира
  • ПОСТМОДЕРНИЗМА КОД

    Определяя код литературного течения постмодернизма, Д. Фоккема отмечает, что он является всего лишь одним из многих кодов, регулирующих производство текста. Другие коды, на которые ориентируются
  • ХРОНОС в постмодернизме

    фундаментальное понятие философской концепции темпоральности Делеза, фиксирующее феномен исторической реальности как перманентно пребывающего тотального настоящего (см. Настоящее). Постмодерн
  • Французский постмодернизм

    Жиль Делез (1925-1996) в 60-х годах преподавал в Париже, в Сорбонне и в Лионе, в 1969-1987 гг. был профессором философии в университете Париж-VIII. В 1962 г. Делез познакомился с М. Фуко, с которым активно сотруднича
  • СЕКСУАЛЬНОСТЬ в постмодернизме

    понятие постмодернистской философии, фиксирующее в своем содержании характеристику человеческой телесности, открывающую возможность конституирования вариабельных культурно артикулированных
  • Художественные методы постмодернизма

    компиляция и цитирование культурных образцов.
  • Главные установки и идеи постмодернизма

    С резких и решительных обвинений в адрес эпохи модерна и ее проекта, собственно, и начались постмодернистские дискуссии. Обычно они заканчиваются серьезным предостережением: если человечество бу
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ, ИЛИ ЛОГИКА КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА

    Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism", 1991) — работа Джеймисона, ставшая философским бестселлером; одно из первых исследований высокого концептуального уровня и огромного фактографического объема, посвя