(Меdiation, Mediator).
Посредник примиряет две стороны. Библейское учение о посредничестве говорит о возможности примирить грешного человека со святым Богом, т.е. о том, что составляет самую суть Св. Писания. Слово "заступник" ("посредник" mesites) использовано лишь однажды в Септ. (Иов 9:3234): "Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня ".
Посредничество в ВЗ считается делом пророков и священников. Бог обращается к человеку через пророка посредством откровения, наставления и предупреждения (Исх 4:1016; Ам 3:8; Иер 1:7,17), а через священника посредством заступнической молитвы и жертвоприношений (Втор 33:10; Евр 5:1). Оба этих института дополняли друг друга.
В НЗ слово "посредник" встречается шесть раз. Дважды оно употребляется по отношению к Моисею, крый передал от Бога закон (Гал 3:1920). Три раза оно употреблено в Евр, где посредник Христос (8:6; 9:15; 12:24). Обсудив преимущества нового завета перед старым ("ветхим"), автор послания говорит, что провозглашение нового завета требует и нового посредника, крый отождествляется с Христом (8:6). Христос, в качестве посредника, пожертвовал своей жизнью, чтобы установить новый завет и тем самым примирить человека с Богом. Наиболее полно смысл посреднического служения Христа раскрывается у ап. Павла: "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство" (1Тим 2:36). Здесь опять упоминается о смерти в связи с посредничеством. Помимо тех мест, где непосредственно используется понятие " посредник ", в НЗ есть множество примеров посреднической функции Христа. В качестве пророка Он представляет Бога перед людьми; об Его пророческом служении, как предсказывал Моисей (Втор 18:1518), свидетельствуют Филипп (Ин 1:45), Петр (Деян 3:2223), Стефан (Деян 7:37), слышавшие Христа иудеи (Мф 21:11; Лк 7:16; 24:19; Ин 6:14; 7:40), сам Христос (Ин 5:4547). И Бог Отец, и Иисус провозглашают, что услышавшие Иисуса должны вникать в Его слова (Мф 17:5; Ин 12:4850). Он пришел от Бога и произносил слова Божьи (Ин 1:18; 6:6069; 14:910). Он был не только величайшим пророком Божьим, но и величайшим священником, представляющим людей перед Богом. Он предложил себя в качестве пасхального агнца, принимая смерть во имя искупления человеческих грехов (Мф 1:21; Ин 1:36; 3:16; Рим 3:2126; Евр2:17; 9:1415). К-ром етого, Он просил молиться за себя (Мф 26:39,42,44; Мк 14:36,39; Лк 22:41,44; Ин 17:15; Евр 5:7) и за своих учеников (Лк 22:32; Ин 17:626). Сейчас Он ходатайствует за святых (Рим 8:34; Евр 7:25; 9:24). Он может воистину представлять Бога, ибо Он сам Бог (Ин 1:15; 2 Кор 5:19; Кол 2:9; Евр 1:2; 5:5), но может представлять и человека, ибо Он человек, глубоко чувствующий других людей и их проблемы (Евр 2:17; 4:15; 5:19).
После грехопадения существует огромная пропасть между Богом и человеком, крую необходимо преодолеть. Библия представляет Бога и человека, крых соединяют между собой жертвоприношения и заступничество через посредника. Однако на современном языке слово "посредник" может ввести в заблуждение, ибо теперь посредник примиряет две конфликтующие стороны, достигая компромисса. Библейская идея "посредничества" гораздо больше отождествляется с представительством: Бог, не умаляя собственной святости, пребывая во всей ее полноте, сообщает через своих представителей праведные требования человеку. Ничуть не снисходя ко греху, Бог из милосердия сполна заплатил за грех смертью своего представителя, Иисуса Христа, Который тем самым примирил человека с Богом. Т.о., представитель Бога открывает людям и Божьи требования, и средства, крые позволяют достичь примирения с Ним (2 Кор 5:1821).
H.W. H0EHNER (пер. Ю.Т.) Библиография: J. Atkinson, "Mediator, Mediation", A Dictionary of Christian Theology: O. Becker, N1DNTT, I, 37275; E.C. Blackman, IDB, III, 32031; E. Brunner, The Mediator: D. Guthrie, NT Theology: A. H. Leitch, ZPEB, IV, 15058; A. Oepke, TDNT, IV, 598624; V. Taylor, The Names of Jesus.
См. также: Примирение.