(Last Day, Days).
В.з. пророки часто возвещали, что "в тот день" (напр., Ам 8:911; 9:912) всемогущий Господь будет судить зло и принесет искупление своему народу. Обычно считается, что время суда предшествует времени искупления; обозначим эти два периода соответственно Б1 (будущее 1) и Б2 (будущее 2). В пророческой поэзии темы суда и искупления повторяются и переплетаются в форме напряженных эсхатологических предостережений и обетований, крые часто относятся и к историческим событиям, только что свершившимся или скоро грядущим, и к будущей мессианской эпохе. Основной смысл суда и искупления един для обоих времен и обретает конкретную форму применительно к соответствующему времени. В качестве в. 3. примеров приведем Ис 2:221; 3:184:6; 10:2023; Ос 12; Иоил 13. Последнее пророчество особенно показательно, поскольку содержит характерное предупреждение о Последнем суде ("... ибо велик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его? " Иоил 2:11, Б1), после чего следуют пророчества о даровании благ ("Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы..." 3:12, Б2).
В.з. тема судаискупления находит продолжение в НЗ, когда говорится о наступлении последнего эсхатологического дня (периода). Иисус провозглашает, что "исполнилось время" и что "приблизилось Царствие Божие", в этом свете призывая к покаянию и вере в благовестие (Мк 1:15). В Назарете Он возвещает, что исполняет пророчество Ис 61:12: " ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк4:1821). Вряд ли можно сомневаться в том, что Он связывал начало предсказывавшегося пророками суда и спасения со своим вторжением в демонический мир: "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие " (Мф 12:28). Вместе с тем это только начало эсхатологического времени, а не полностью реализованная эсхатология: Иисус говорит, что пришел некто больший (а именно Он сам), чем Иона и Соломон, но еще предстоит свершиться суду, когда ниневитяне и Царица Южная восстанут и осудят нынешнее поколение. Т.о., в начавшемся веке происходит дальнейшее разделение Б1 и Б2, где Б1 это положенное Иисусом начало судаспасения, а Б2 окончательное установление уже начавшегося Царства.
Ап. Павел тоже связывает в. 3. пророчества о последних днях с Иисусом Христом, видя в Нем исполнение эсхатологического времени: "...когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего..." (Гал 4:4). Евр начинается с противопоставления Христа в.з. пророкам, оно провозглашает преимущество нового над старым и наступление последних дней (1:12). Согласно НЗ, последние дни несомненно начинаются в личности и служении Иисуса, как об этом свидетельствует ап. Петр в день Пятидесятницы, цитируя Иоил 2:2832; он связывает исполнение пророчества со служением Иисуса, призывает своих слушателей покаяться и креститься (Деян 2:1439).
Но люди попрежнему страдали, благовестие столкнулось с противлением дьявола; и н.з. авторы поняли, что эсхатологический день наступил с приходом Христа, но не завершен Им (еще не установлена Его полная власть), а значит, он завершится Его Вторым пришествием. Ап. Петр описывает именно эту сложность, когда пишет о великой милости Божьей, "возродившей нас воскресением Иисуса Христа из мертвых [Б1 ] к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время [Б2]" (1Пет 1:35). В промежутке радость сопровождается страданиями, что помогает испытывать истинность веры (1 Пет 1:67); добродетелью становится бодрствование, как и предупреждал Иисус: "Смотрите же за собою... чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лк 21:34). Ап. Павел следует тому же самому делению Б1 и Б2: он говорит, что труд Христа завершен, но предчувствует "день гнева" (Рим 2:5). Ап. Павел уверен, что будет запечатлен Св. Духом (Еф 4:30; см. Ин 6:39) в "день искупления" (Еф 4:30; см. Ин 6:39), не проявляя при этом хвастовства и самодовольства. Одна из самых значимых мыслей о напряженном и парадоксальном соотношении н.з. Б1 и Б2 содержится в Послании ап. Павла к филиппийцам, крых автор призывает жить сознанием Христовым и светить посреди "строптивого и развращенного рода... к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился" (Флп 2:1516). В свете вышесказанного последний день, уже наступивший, время испытания христиан. Он неуклонно движется к завершению, когда каждый будет осужден или вознагражден.
R.G.Gruenler (пер. Ю.Т.) Библиография: С.Н. Dodd, The Parables of the Kingdom; M. Erickson, Contemporary Options in Eschatology; W. Hendriksen, Lectures on the Last Things; A. A. Hoekema, The Bible and the Future; G.E. Ladd, The Last Things: An Eschatology for Laymen; G. Vos, The Pauline Eschatology.
См. также: Эсхатология; Царство Божье, Царство Небесное, Царство Христа; Век; Второе пришествие Христа; Скорби; День Христов, Божий, Господень; Страшный суд, Последний суд.