ПОСЕВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Найдено 1 определение
"ПОСЕВНОЕ" ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
условный термин, обозначающий финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития в Российской Федерации. Хотя в настоящее время начинает развиваться венчурное финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, в большинстве случаев начальные стадии разработки инновационной продукции финансируются из собственных средств организации, или с привлечением грантов. Принципиальное отличие «посевного финансирования» от венчурного – оно безвозмездно и нацелено на финансирование разработки, находящейся в стадии незавершенной НИОКР. Посевные и стартовые фонды рассматриваются в РФ как инструмент обеспечения инвестиций для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.
«Посевное» финансирование предусматривает: 1) финансирование недавно образованных компаний, нуждающихся в средствах для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок и началом продаж; 2) помощь начинающим компаниям в подготовке вывода продукта на рынок в области менеджмента, маркетинга, патентования и прочих видов деятельности, связанных с обеспечением коммерциализации продвигаемого продукта.
Основная цель «посевного финансирования» – содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.
Финансирование проектов «посевного» финансирования осуществляется в форме государственных контрактов на безвозвратной и безвозмездной основе. Права на вновь создаваемую в процессе реализации проекта интеллектуальную собственность в РФ закрепляются за исполнителями контракта. В рамках контракта предусматривается согласие заявителей на проведение независимого мониторинга.
Критерии оценки инновационных проектов, претендующих на «посевное финансирование» экспертами: 1) Содержит ли заявка инновацию (новые продукт, услугу или технологию) с потенциалом коммерциализации? 2) Не является ли заявка продолжением исследовательского проекта, а не проекта, направленного на коммерциализацию? 3) Научное и техническое качество инновации, новизна предлагаемого решения. 4) Насколько инновация близка к коммерциализации (проведены исследования, проработаны контакты с соисполнителями, потребителями и т.д.), достаточен ли для ее коммерциализации срок проекта (3 года)? 5) Экономические и социальные следствия коммерциализации инновации. 6) Насколько правильно определены предполагаемые потребители инновации и их мотивации? 7) Формирует ли инновация новую нишу потребностей или удовлетворяет одну из существующих, замещает ли она одни из существующих продуктов или создает принципиально новый вид продукта? 8) Насколько предполагаемые план действий и финансовые ресурсы достаточны и оптимальны для коммерциализации инновации? 9) Насколько эффективна предлагаемая схема управления проектом? 10) Уровень квалификации и компетентности участников. 11) Могут ли участники эффективно коммерциализовать инновацию, их предшествующий опыт. 12) Насколько правильно и полно оценены риски на этапах реализации проекта? 13) Какова конечная цель заявителей – создать постепенно собственно крупную или устойчиво работающую малую компанию, или привлечь внимание крупного инвестора или предприятия и продать им свою компанию? В последнем случае – вернуться в науку или уйти в бизнес? 14) Необходимость специальных решений на право производства и реализации нового продукта (услуги).
Предполагается, что программы «посевного» финансирования будут инициироваться в РАН и др. академиях наук России, имеющих государственный статус, а также в вузовском секторе.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.