ПОСЕЙДОН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Посейдон
Древний греческий бог, существовавший еще в Микенах. В классическую эпоху стал владыкой морей.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ПОСЕЙДОН
бог морской стихии в др.-греч. мифологии. Считался братом Зевса и изображался с трезубцем в руках, с помощью к-рого он вызывал морские бури.

Источник: Атеистический словарь

ПОСЕЙДОН
(Poseidon) - греч. бог морской стихии. Считался сыном Кроноса и Реи, братом Зевса и Аида. В культе П. нашли отражение древнейшие тотемистич. представления: ому приписывалось создание коня. Первоначально П. очевидно считался богом земли, откуда его постоянное прозвище - «Землеколебатель». По представлению древних греков, П. с женой Амфитритой живет в глубинах моря, и все морские божества подвластны ему. На Истме каждые три года устраивались в честь П. истмийские игры, состоявшие из гимнастич., конных и музык. состязаний. Изображался П. похожим на Зевса, но с более мрачным лицом, непременно темнокудрым, с трезубцем в руках, к-рым он будто бы разбивал скалы и поднимал бури, в сопровождении тритонов, дельфинов, фантастич. морских коней - гиппокампов и др. морских существ. Элементы культа П. перешли в почитание христианами св. Николая Мирликийского (см. Правосл. праздники).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПОСЕЙДОН
Греческое божество, один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми поделил господство над миром. Он получил в удел море, Зевс — небо, Аид — подземное царство.
В мифах многократно описывается буйный и непокорный нрав Посейдона: он участвовал в мятеже против Зевса, он возражал против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, он насылает бури, топит корабли и т. п. Постоянный атрибут Посейдона — трезубец, наделенный магической силой. В споре с Афиной Посейдон выбил этим трезубцем источник, даровав его жителям Аттики. Посейдон живет не на Олимпе, а в роскошном дворце на дне моря.
Супруга Посейдона — нереида Амфитрита, от которой у него сын Тритон — владыка морских глубин. Кроме того, у Посейдона множество детей, по большей части чудовищных, стихийных: великаны Сарпедон, Орион и Алоады, Антей, киклоп Полифем, Хрисаор и Пегас, конь Арейон, Минотавр. При этом, по Платону, единственная страна, где царили Посейдон и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие, — остров Атлантида.
Посейдона почитали прежде всего как владыку моря. По Страбону, родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм Посейдону Асфалию — «дарующему безопасность». В Аргосе, по Павсанию, был храм Посейдона Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море.
В римской мифологии Посейдон отождествлялся с Нептуном.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Посейдон
греч.)  – бог морской стихии, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии, супруг Амфитриты. При разделении господства над миром П. получил море (Зевс – небо, Аид – подземное царство, а земля стала считаться общей). Дворец П. и Амфитриты находится в Эгах на дне моря, их свиту составляют нереиды, тритоны, гиппокампы и другие фантастические морские существа. П. является отцом множества могучих и чудовищных существ, нередко совмещающих в себе черты людей и животных. Это морской бог Тритон, человекобык Минотавр, киклоп Полифем, великаны Сарпедон, Орион, Антей, Хрисаор, братья Алоады, разбойники Керкион и Скирон, царь Бусирис и др. Как покровитель лошадей, П. порождает волшебных коней – Пегаса от горгоны Медузы и Арейона от богини Деметры, когда та пыталась спрятаться отП. в облике кобылицы. От смертных женщин П. рождает героев, среди которых наиболее известен Тесей. От Тиро П. имел сыновей Пелея и Нелея, отца мудрого Нестора, его сыновьями также считаются аргонавты Эвфем, Эргин и Анкей. Ударом своего трезубца П. раскалывает скалы, поднимает бури, выбивает из земли источники. Хотя П. вынужден признавать главенство Зевса, он сохраняет буйный и независимый нрав. Вместе с Герой и Афродитой он участвовал в мятеже против Зевса, но потерпел поражение. Мстя за Полифема, П. противостоит решению остальных богов возвратить Одиссея домой. В мифе об Атлантиде она была названа царством П. и его потомков, которых Зевс покарал за падение нравов. П. изображали могучим мужем зрелого возраста, похожим на Зевса, обычно с трезубцем в руке. Священными животными П. считались конь, дельфин и бык, растением – сосна. Наиболее известные мифы о П.: 1. Вместе с Аполлоном выстроил стены Трои, а затем, разгневавшись на царя Лаомедонта, не отдавшего им обусловленную плату, наслал на страну морское чудовище, убитое Гераклом. Из-за этой истории П. возненавидел троянцев и впоследствии помогал грекам в Троянской войне. 2. Проиграл Афине спор за владычество над Аттикой. Чтобы расположить афинян к себе, П. ударом трезубца извлек источник воды из скалы (вариант: подарил афинянам коня), а Афина вырастила оливковое дерево, и ее подарок был признан более ценным. 3. Преследовал Одиссея за то, что тот ослепил его сына Полифема. 4. Ряд мифов о порождении П. многочисленных великанов и чудовищ.

Источник: Мифологический словарь

ПОСЕЙДОН

Бог морей, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии, супруг Амфитриты. При разделении мира П. получил море, Зевс – землю, Аид – подземное царство. П. считался отцом ряда морских чудовищ и нескольких героев – Тритона, Амика, Антея, Скирона, Ота, киклопа Полифема и др. Всего по мифам имел около 130 детей.
Дворец П. и Амфитриты находится на дне моря (вариант: в Эгах), где они живут, окруженные свитой из нереид, тритонов, гиппокампов и других фантастических морских существ. Ударом своего трезубца П. раскалывает скалы, поднимает бури. Хотя П. – бог морей, он часто бывает среди других богов на Олимпе.
Из многочисленных мифов о П. наиболее важны: П. выстроил стены Трои; разгневавшись на скупость царя Лаомедонта, наслал на страну чудовище, убитое Гераклом; проиграл спор с Афиной изза владычества над Аттикой, причем П., чтобы расположить афинян к себе, ударом трезубца извлек источник воды из скалы (вариант: подарил афинянам коня); гомеровский рассказ о преследовании Одиссея за то, что тот ослепил сына П., Полифема. Существует ряд мифов о многочисленных любовных связях П. Особенно важен миф о его союзе с Деметрой и горгоной Медузой, которая родила ему волшебного коня Пегаса. В позднейшее время П. считался покровителем коневодства; в его честь устраивались Истмийские игры с конными ристалищами.
Древнейшие мифы позволяют думать, что П. сперва был божеством земли, а не моря. П. ведал, повидимому, земным плодородием (отсюда его прозвище Фитальмий – Производящий) и был изначально божеством подземной влаги, оплодотворяющей землю. Отсюда же вытекали его функции колебателя земли (у древних существовало объяснение землетрясений действием подземных вод). Впоследствии П. перестал быть подземным богом, но прозвище Землеколебатель осталось за ним. Трезубец, которым он колеблет землю, является уже атрибутом морского божества, по форме он сходен с острогой для ловли крупной рыбы. С оформлением олимпийской религии П. получает в удел морскую стихию и оттесняет на второй план древние местные божества моря: Иерея, Океана, Протея и др.
Хотя П. выступает как божество, подчиненное Зевсу, в своей стихии он независим. Вместе с Герой и Афродитой он даже восстал против Зевса, но потерпел поражение. Культ П. особенно был распространен в ионийских поселениях Малой Азии и на островах, где его считали племенным богом ионийцев. В материковой Греции храмы П. сооружались обычно на мысах и перешейках. Священными животными П., кроме коня, считались дельфин и бык. Из деревьев ему посвящалась сосна. П. изображали похожим на Зевса мощным зрелым мужем, обычно с трезубцем в руке.

Источник: Словарь греческой мифологии

Посейдон
В древнегреческой мифологии Посейдон (Ποσειδών; много вариантов – Ποσοιδάν и др.) – в греческой мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует из корня ποτ, встречающегося в греческих словах ποτος, ποτίζω, ποτ ' αμός, в лат. poto и т. д. Посейдон олицетворял собой элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжении греческого мира как исконный национальный бог
В эпосе Посейдон – владыка моря, сын Крона и Реи (по Гомеру – младший брат Зевса, по Гезиоду – старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями и богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском, близ Эг (Αίγαί), на северном берегу Пелопоннеса; там же было и другое место его культа (ахейского и ионического) – Гелика, позднее уничтоженная землетрясением (некоторые предполагали г. Эги на берегу Евбеи, или Эолиды, против Митилены). Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу, запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами; морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие. Символы его могущества – трезубец , бык , дельфин и конь . Трезубцем он укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал источники; «τρίαινα» – первоначально острога (гарпун) рыболова при охоте на дельфинов или тунцов – соответствует в его руках молнии в руках Зевса.
Бык (черный) – животное, посвященное Посейдону – олицетворяет собой ярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет Посейдона – ταόρεος, состязания быков, устраивавшиеся в честь Посейдона (в Фессалии и Ефесе), принесение в жертву быков; ταόροι назывались в Ефесе мальчики, прислуживавшие на празднике Посейдона. Дельфин символизирует собой спокойствие водной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейся на воде, и эпитеты бога γαιήοχος, άσφάλιος. В символе коня сказывается то же бурное и бешеное свойство природы Посейдона, что и в символе быка.
Культ Посейдона был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море – т. е. во всей Элладе, с материком и островами. Посейдона чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями. Другим центром почитания Посейдона был Коринф. перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как бог рек и коней, в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о Посейдона примыкают к циклу аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый – героизированный Посейдон. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию, трезубцем Посейдона (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики).
По мере основания колоний культ Посейдона распространялся все шире и сделался повсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами – напр., культ лелего-карийского Посейдона. Основная черта, отличающая Посейдона в мифах – это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладания землей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос), Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та же дикая и необузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис, Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года – Посейдеон (перед зимним солнцеворотом). Посылая бури и крушения, Посейдон также успокаивает море (Посейдон – άσφάλιος), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель(ένοίχθων), он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских о-вах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него о-в Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную: ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте.
Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод – рек, озер, источников и связанного с ними плодородия (Посейдон χρηνούχος, έπιλίμνιος, φυτάλμιος); в этом отношении Посейдон разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, Посейдон был покровителем рода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях и культе Посейдона играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт – сыновья Посейдона – были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням Посейдона, Пелоп одержал победу над Ойномаем; его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме Колоне Посейдон почитался как усмиритель коней (Посейдон δαμαίος), наряду с Палладой; конные состязания происходили и на истмийских играх, учрежденных в честь Посейдона. Тезеем. Храмы Посейдона главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах.
В произведениях искусства Посейдон изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ или на быке, или на коне. Его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. У римлян Посейдону соответствовал Нептун (см.). Н. О .
Ср. Preller, «Griechische Mythologie» (1894, т. I, 566–596), Welcker, «Griechische G ö tterlehre» (т. I, 622–643; т. II, 671–680; Panofka, «Poseidon u. Dionisos» (Б., 1845); Gerhard, «Wesen, Ursprung und Geltung des P.» (Б., 1851); Eschweiler, «De nomine mythologico P.» (Рост., 1869); Overbeck, «Griechische Kunstmythologie» (Лпц., т. II, 1875); Holba, «Ueber das Wesen Poseidons» (1886).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Похожие термины:

  • ПОСЕЙДОНИС

    Греч.) Последний остаток великого Атлантического Континента. Платоновский остров Атлантида в Эзотерической Философии считается термином, эквивалентным этому.