Поппер, Карл

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Поппер Карл
1902-1994) - английский философ и социолог. В качестве одной из основных задач философии выдвинул проблему демаркации - отделения научного знания от ненаучного. Методом демаркации, согласно К. Попперу, является принцип фальсификации - принципиальная опровержимость любой научной теории.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Поппер, Карл

британский философ австрийского происхождения (р. Вена, 1902-1994). Преподавал в Новой Зеландии, затем в Лондонской школе экономики (1945-1966) и в Лондонском университете (1949-1966). Быстро размежевался с логическим позитивизмом, вышедшим из Венского кружка, дискутирует с Карнапом в «Логике научного познания» (1934): здесь он показывает, что научное исследование идет не путем индукции, а путем проб и ошибок, гипотез и опровержений; это «незавершенный полек», а не объективное познание. Критиковал все формы авторитаризма, от Платона до Маркса. Сочинения: «Открытое общество и его враги» (1945), «Нищета историцизма» (1957), «Незавершенный поиск» (1974), «Постскриптум к логике научного открытия» (1982).

Источник: Философский словарь

Поппер, Карл

англ. философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию — критический рационализм — построил в противовес логическому позитивизму, хотя и испытал влияние последнего. Вместо принципа верификации (Верифицируемости принцип) П. выдвинул принцип фальсификации, отказался от узкого эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами органической связи теоретического и эмпирического уровней знания, утверждением, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер, подвержено ошибкам. Для обоснования своей логико-методологической концепции П. использует общие идеи эволюционизма (рост научного знания для него является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в мире) и т. наз. теорию “трех миров” (физического, ментального и мира объективного знания без познающего субъекта). Однако разработанная им концепция роста научного знания натолкнулась на серьезные трудности, связанные с абсолютизацией П. принципа фальсификации, отказом от признания объективной истинности научного знания, релятивизмом в истолковании его роста, конвенционализмом в трактовке исходных оснований знания и объективно-идеалистической направленностью теории “трех миров”. В области социальной философии П. выступил с критикой марксизма, отрицанием объективных законов общественного развития, критикой историзма и в защиту буржуазного реформизма. Осн. соч.: “Логика научного исследования” (1935), “Открытое общество и его враги” (1945), “Нищета историцизма” (1957), “Предположения и опровержения” (1963), “Объективное знание” (1972).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Поппер, Карл

(1902—1994) — англ. философ и социолог австр. происхождения, один из основоположников совр. философии науки. До 1937 г. работал в Венском ун-те, сотрудничал с Венским кружком; в 1937—45 гг. жил и работал в Новой Зеландии, затем в Великобритании. Проф. Лондонской шк. экон. и полит. наук (1946—76). Осн. соч.: «Открытое общество и его враги» (В 2 т. 1938—43), «Логика и рост научного знания» (1949), «Нищета историцизма» (1957), «Логика научного открытия» (1959), «Объективное знание. Эволюционный подход» (1979). В венский период своей деятельности испытал влияние неопозитивизма, но к концу 1940-х гг. разработал собств. концепцию «критического рационализма» как альтернативу неопозитивистской философии и методологии науки. Продолжая разработку проблемы демаркации науч. и ненауч. знания, отверг принцип верификации и выдвинул взамен принцип фальсификации. Согл. ему, важнейшим критерием научности знаний явл. их принципиальная опровержимость, именно это позволяет отделить науч. теорию от филос. и религ. учений. В отличие от неопозитивистов, П. не проводил абсолютно жесткой границы между науч. и филос. высказываниями, считая, что элементы последних неявно и неустранимо включены в первые. Он также подверг критике узкий эмпиризм Венского кружка с его акцентированием индуктивной логики построения науч. теорий. Согл. П., чистая индукция не применима ни в науч. познании, ни в обыденной жизни; эмпирич. и теор. уровни науч. знания связаны между собой органично, их методы исследования взаимопроницаемы. Отсюда утверждение о гипотетическом характере науч. знания в целом и формулировка принципа фаллибилизма, т.е. приблизительности значения любых науч. высказываний в их отношении к явлениям реальности (см. также Пробабилизм). Общая схема роста науч. знания такова: постановка науч. проблемы — выдвижение ряда гипотез — их фальсификационная проверка — решение проблемы — осознание новых проблем, вырастающих на основании решенной. Т.о., общая концепция науки в теории П. предполагает гипотетико-дедуктивный тип ее роста и развития. При этом развитие науч. знания рассматривается им как частный случай всеобщих эволюционных процессов, понимаемых в духе эмерджентной концепции (см. Эмерджентная эволюция). Онтологич. основанием логико-методол. положений П. служит идея «трех миров», нередуцируемых друг к другу: физ. мир, ментальный мир и мир «объективного знания». Последний представляет собой объективное (независимое от субъекта) содержание чел. мышления; это, прежде всего, науч. теории, филос.-этич. идеи и поэтич. образы. В своих соц.филос. воззрениях П. разрабатывает идею «открытого об-ва», выдвинутую в 1920—30-х гг. А.Бергсоном и А.Тойнби. Согл. П., развитию открытого (либерально-демокр.) об-ва препятствует «философия пророков», к-рую он связывает с верой в возможность рационального исчисления универсальных з-нов истории и построения на этой основе «гос-ва общего блага»; в зап.-европ. филос. традиции это проявляется в применении методов естествознания к сфере соц.-истор. познания и деятельности. В своей критике подобного историцизма он указывает, прежде всего, на соц. философию марксизма и позитивизма, а корни этих «профетических» идей обнаруживает в учениях Платона и Гегеля. Влияние филос. идей П. в современности сказывается в двух направлениях: 1) Развитие концепции фальсификационизма представителями постпозитивистской философии науки (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, С.Тулмин) вместе с критикой крайностей попперовской системы (абсолютизация фаллибилизма и неисторичность субъекта науч. познания); 2) Идеология глобализации «открытого об-ва», развитая рядом мыслителей (З.Бжезинский, Р.Рорти и др.) и политиков-практиков (Дж.Сорос и др.). Соч.: Логика и рост научного знания. М., 1983; 2000; Нищета историцизма // Вопр. философии. 1992. № 7, 8; Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992; Реализм и цель науки // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996; Затруднения, присущие нормальной науке // Кун Т. Структура научных революций. М., 2000. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПОППЕР КАРЛ
1902-1994) – английский философ австрийского происхождения, историк науки, социолог, преподавал в Лондонском университете, основатель школы «критического рационализма», автор работы «Логика и рост научного  знания»  (1934).  Выступил  с  критикой  ряда  положений  неопозитивизма. Вместо  принципа  верификации  предложил  принцип  фальсифицируемости  – опровержение теории посредством опыта. Критиковал социально-политическое учение марксизма. Основной вклад Поппера в философию науки – в переходе от анализа структуры и логики науки к анализу ее развития. Философскую деятельность начал в Венском кружке логических позитивистов, но, не разделяя принцип верификации, начал полемику с ведущими представителями позитивизма. Он реабилитировал  исконно философские вопросы, отказавшись рассматривать их как псевдопроблемы. Отойдя от неопозитивизма, Поппер остался верен кругу тех проблем,  которые  поднимали логические  позитивисты, хотя  и  давал  им  свои решения. Анализируя вопрос о разграничении научных и псевдонаучных высказываний, он  вводит свой критерий демаркации – принцип фальсификацииОтмечая недостатки принципа верификации, Поппер в  качестве аргумента его несостоятельности выдвигает приверженность принципа верификации методу индукции, который он не признавал как метод научного познания, утверждая, что из отдельных фактов, как  бы многочисленны они ни были, логически не вытекает какого-либо общего суждения или вывода. Поппер  полагает, что теорию можно считать научной лишь в том случае, если удастся указать на такие возможные события, которые ее опровергали бы, или фальсифицировали. Чем больше возможных фактов запрещает, исключает теория, тем более она научна. Марксист же никогда не согласится признать, что есть факты, которые не согласуются с его теорией.  Отсюда  Поппер  делает  заключение  о  ненаучности  марксизма  и  его догматическом доктринерском характере. Принцип  фальсификации предполагал наличие  некоторой  динамичности  знания, что  позволило  Попперу  выйти  за рамки  неопозитивизма и поднять новую проблему – проблему развития науки, научного знания. Именно этот вопрос  и  стал центральным в постпозитивизме. Развитие знания – это смена одних гипотез другими. Опровержение  некоторой теории новыми эмпирическими данными, пишет Поппер, приводит к отказу от нее и ставит задачу  объяснения этих новых фактов, для чего создается новая теория, которая рано или поздно будет опровергнута новыми, пока еще неизвестными фактами. Для Поппера наиболее ценным в этом процессе является критика как важнейший принцип научного, рационального мышления вообще. Он рациональную позицию отождествляет с  критической. Отсюда название концепции – критический рационализм. Наука имеет дело с теориями, которые в свою очередь содержат  погрешности и  подлежат  критике  и  опровержению.  Самая  хорошая теория та, которая уже опровергнута и уступает место новой, и таким путем наука бесконечно прогрессирует. Опровержение теории – больший успех для ученого, чем  ее  подтверждение. Выдвижение теорий или  гипотез происходит методом проб и ошибок, что Поппер и рассматривает как критический метод. Состояние науки – это конкуренция теорий, борьба их между собой и отбор лучших. Лучшая теория та, которая имеет большую объяснительную силу по  отношению к проблемам, которые мы пытаемся решить, большую правдоподобность. Так происходит процесс «роста знания» (термин «развитие знания» Поппер не употребляет). Для него каждая гипотеза автономна, а принимается она в результате публичного обсуждения и всеобщего признания. В последнем случае гипотеза становится  общезначимой. В  1967 г.  Поппер выдвигает концепцию «третьего  мира», различая три  мира: 1) мир физических объектов или физических состояний вещей; 2) мир состояний человеческого  сознания, мыслительных процессов, субъективного опыта, ощущений, другими словами, мир ментальности; 3) мир объективного  содержания  мышления,  утверждений,  теорий,  проблем,  критических рассуждений (т.е. мир  научных идей, поэтических мыслей, идеалов искусства и пр.), который объективен и осязаем – это мир книг, библиотек, и т.п., он содержат объективное знание независимо от того, прочитает их кто-нибудь или нет, важно, что они потенциально могут быть прочитаны и поняты. «Второй мир» взаимодействует с «первым», «третий»  взаимодействует непосредственно со «вторым» и только через него с «первым». Истина предполагает соответствие высказываний или теорий действительности, но Поппер считает, что такое соответствие в принципе недостижимо, вследствие чего наука располагает не истинами, а мнениями, убеждениями  ученых. Истина  как достоверность научной теории, с его точки зрения, – ложный идеал, она является лишь регулятивной идеей, направляющей мысль ученого. Правда Поппер признает, что на уровне обыденного знания мы можем высказывать действительные истины. Однако такого рода истины, по его мнению, не имеют отношения к  содержанию науки. Понятие истины, объявляемой принципиально недостижимой, он заменяет понятием правдоподобия, которое  имеет  степени,  позволяющие  отдавать  предпочтение  одной  теории  перед другой. Поппер же не воспринимает соотношение абсолютной и относительной истины, он отрицает объективный характер истины. В философии науки им впервые  поднимается  вопрос  об  общих  закономерностях  существования  научного знания  как  такового  и  путях  возникновения  нового  знания.  Поппер  является автором теории «социальной инженерии», утверждая, что локальные изменения социальной действительности – единственный путь развития общества. Социальный антиисторизм у Поппера противоречит принципу историзма и эволюционизма применительно к естественно-научному знанию и прогрессу научного знания в целом.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Поппер, Карл

1902-1994) - брит. философ. Род. в Австрии, изучал математику, физику и психологию в Венском ун-те. До 1937 работал в Вене, в 1937-45 преподавал философию в Новой Зеландии. В 1945 был приглашен преподавать логику в Лондонскую школу экономики и политических наук, в 1949-69 - проф. логики и научного метода в этой школе, где он стал главой влиятельного направления в философии науки - критического рационализма. К числу учеников и последователей П. относятся многие известные философы науки - Лакатос, Фейерабенд, Агасси, Уоткинс, У. Бартли и др. Взгляды П. сформировались под влиянием новых теорий, появившихся в физике в начале XX в., идей логического позитивизма, кантианства, в частности критицизма неокантианца Нельсона. Хотя П. был близок к членам Венского кружка, свою философскую концепцию - критический рационализм и теорию роста научного знания (фальсификационизм) - построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации П. выдвинул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации - отделения научного знания от ненаучного. При решении этой проблемы он выступил как последовательный антииндуктивист, полагая, что индуктивным методам нет места ни в обыденной жизни, ни в науке. Методом демаркации, по П., является фальсификация - принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. Согласно П., метафизика, а также такие учения, как астрология, марксистская теория истории, психоанализ Фрейда являются "псевдонауками", поскольку в отличие от обычных теорий эмпирических наук (теория относительности, квантовая теория и т.п.) они не удовлетворяют требованию фальсифицируемости. П. отказался также от узкого эмпиризма логических позитивистов и от их эпистемологического фундаментализма - поиска абсолютно достоверной основы знания. Согласно П., эмпирический и теоретический уровни знания органически связаны между собой; любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате чего решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических и эпистемологических концепций П. использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов. В результате его относят к числу родоначальников эволюционной эпистемологии. Выдвинутая П. теория "трех миров" утверждает существование нередуцируемых друг к другу физического и ментального миров, а также "третьего мира" объективного знания, сущности которого, собственно, и являются основным предметом изучения эпистемологии и логики науки.
П. - один из создателей дедуктивно-номологической схемы объяснения, в соответствии с которой некоторое утверждение считается объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и граничных условий. Опираясь на идеи логической семантики Тарского, он предложил способ определения истинного и ложного содержания научных теорий (гипотез); разработал оригинальную интерпретацию вероятности как предрасположенности и др. Реализация программы построения теории роста научного знания натолкнулась на серьезные трудности, связанные с абсолютизацией П. принципа фальсификации, отказом от признания объективной истинности научного знания, конвенционализмом в трактовке оснований знания.
Доказана также внутренняя противоречивость предложенного им критерия оценки правдоподобности научных теорий. Последние работы П. в основном посвящены разработке философии сознания (которую он пытается строить с позиций эмерджентизма на основе резкой критики физикалистского редукционизма), защите рационализма в противовес иррационалистическим и релятивистским тенденциям современной философии, а также доказательству невозможности индуктивной интерпретации исчисления вероятностей.
В области социальной философии П., еще в период своей работы в Новой Зеландии, выступил с резкой и развернутой критикой тоталитаризма в своей кн. "Открытое общество и его враги" (1945). Философско-теоретические истоки этого феномена он возводил еще к теории государства Платона, а подлинные философские основания тоталитаризма усматривал в учениях Гегеля и Маркса. Он также критиковал марксизм за "профетизм" и историцизм. П. отрицал существование объективных законов общественного развития и возможность социального прогнозирования. Социальным идеалом для него выступает открытое общество. Круг социальных идей П. был воспринят в нем. вариантах критического рационализма (Альберт, X. Шпинер и др.).
В.Н. Садовский, Н.С. Юлина
Логика и рост научного знания. М., 1983; Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992; Нищета историцизма. М., 1993; Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992, № 8; The Poverty of Historicism. L., 1957; The Logic of Scientific Discovery. L., 1959; The Open Society and Its Enemies. V. 1-2. L., 1966; Objective Knowledge. An Evolutinary Approach. Oxford, 1979; Postscript to the Logic of Scientific Discovery. 3 v. L., 1981-82; Unended Quest, an Intellectual Autobiography. L., 1985; In Search of a Better Word: Lectures and Essays from Thirty Years. L., 1992; Knowledge and the Mind-body Problem // Defence of Interactionism. L., 1994.
Садовский В.Н. О Карле Поппере и судьбе его учения в России // Вопросы философии. 1995, №10; Лекторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) // Там же; The Philosophy of Karl Popper. La Salle, 1974.

Источник: Современная западная философия: словарь

Поппер, Карл

19021994) - английский философ. Родился в Вене, сын состоятельного адвоката. Родители Поппера были евреи, но до его рождения крестились в протестанстской церкви. В молодости Поппер находился под сильным влиянием социалистической мысли и короткое время был марксистом. Учился в Венском университете, интересовался кроме философии и науки еще психологией и музыкой.
В конце 20-х годов он состоял в только что созданном Венском кружке неопозитивистов, получив поддержку некоторых из них, особенно Г.Фейтля, однако с самого начала весьма критически относился к главным концепциям философов, входивших в кружок, что отразилось в его первой известной работе «Логика научного исследования» (1934), посвященной методологии науки.
В 1937 г. он с женой уехал в Новую Зеландию. В 1945 г. написал социологическую работу «Открытое общество и его враги» (2 тома). С 1946 г. жил в Англии, работал в Лондонской школе экономики.
В работе «Логика научного исследования» рассматриваются проблемы научного метода. Вклад Поппера в разработку научного метода состоит в понимании проверки научных теорий. По мнению Поппера, нельзя логически подтвердить истинность научных теорий, выдвигаемых на основе индуктивных обобщений. Их истинность выявляется лишь в их способности к опровержению фальсификации. В этом принципе фальсификации и состоит сущность логики науки. Наука развивается путем «предположений и опровержений». В работе, которая так и названа «Предположения и опровержения. Рост научного знания» (1963), Поппер, развивая свои взгляды, утверждает, что научная теория имеет статус пробной гипотезы, которая затем противопоставляется наблюдениям. Если наблюдения действительно противоречат тому, что предсказано теорией, тогда теория опровергнута и открыт путь для новых предположений.
Принцип фальсификации у Поппера выступал не как принцип значимости научных положений, а как принцип демаркации, который отделяет подлинную науку от псевдонауки, науку от ненауки. Свидетельством истинного ученого должна быть готовность «подставить собственную шею»: теории, которые не допускают риска собственной эмпирической фальсификации, не могут претендовать на научный статус. Принцип фальсифицируемости научных теорий Поппер выдвинул в противовес принципу верифицаруемости логического позитивизма, утверждавшему, что нечто имеет значение, если и только если оно проверяемо эмпирическим путем, т.е. в конечном счете (не обязательно прямо) посредством наблюдения через органы чувств.
Попперовская позиция в методологии науки содержит значительные зерна истины, но одновременно подвергается существенной критике. Так, крупнейший современный методолог науки Т. Кун продемонстрировал степень, до которой признанные научные теории обладают иммунитетом против возможности фальсификации.
В своей последующей работе «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972) Поппер рассматривает в целом развитие человеческого знания путем предположений и опровержений как особый случай естественного отбора: эволюция знания в действительности есть последовательность деятельностей по решению проблем, в которых участвуют организмы.
Здесь Поппер вводит понятие «третьего мира», которым он обозначает в отличие от мира физических вещей («первый мир») и субъективного человеческого опыта («второй мир») независимый мир философского и научного знания, мир «проблем, теорий и критических рассуждений». Этот мир, хотя и является продуктом человеческой деятельности, имеет реальное и автономное существование, влияние которого на нас даже сильнее, чем влияние нашего физического окружения. Поппер придавал очень важное значение объяснительной силе понятия «третьего мира». Так, он полагал, что сложная проблема возникновения самосознания может быть решена путем ее анализа на основе взаимодействия между «я» и объектами «третьего мира». Однако в настоящее время еще не ясно, насколько подход Поппера будет философски продуктивным.
Существует тесная связь между научной методологией Поппера и разработкой им политической теории и социологии. Свою позицию Поппер называет «критическим рационализмом» - способностью ученого представить свои идеи на суд критики. Этот подход применим не только в науке, но и во всей социальной жизни; он стал критерием того, что Поппер называл «открытым обществом». «Открытое общество» весьма индивидуалистично и характеризуется свободным критическим мышлением. Это общество, где индивиды ответственны за свои личные решения.
В «закрытом обществе», наоборот, личность индивида растворяется внутри гармоничного целого. Формулировка этого отличия является главным тезисом работы Поппера «Открытое общество и его враги»: тоталитаризм, присущий «закрытому обществу», не является, в сущности, новым движением, а есть форма реакционного примитивизма - попытка сопротивляться распространению критической силы индивидуальной личности.
Критическая методология Поппера позволяла оценивать современные ему научные и философские теории. Так, он последовательно осуждал господствовавший «лингвистический» подход в философии как поворот от «важных вечных проблем» к тривиальной схоластике.
Вклад Поппера в решение этих «вечных» проблем бесспорен, о чем свидетельствует его последняя (1977) работа «Я и его мозг» (совместно с Дж.Экклзом), где рассматривается центральная тема философии - взаимоотношение материального и идеального, духа и тела, одна из старейших загадок человечества и центральная проблема философии. То, что материальные и духовные явления могут взаимодействовать, признается всеми науками: наша умственная способность концентрироваться на решении задач может быть серьезно снижена лекарствами. Физические и химические процессы могут воздействовать на ум, и когда мы пишем сложную статью, наш ум действует на наше тело и через цепь физических процессов на ум читателя этой статьи. Это то, что авторы книги «Я и его мозл» называют взаимодействием (интеракцией) умственных и физических событий. Мы знаем очень мало об этом взаимодействии, и авторы вносят свой значительный вклад в эту труднейшую проблему, которая останется загадкой еще долгое время.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
916.78 кб

Карл Поппер и XXI век

Никифоров А. Л.
Читать PDF
1.75 мб

Философия Карла Поппера

Юлина Н.С.
Читать PDF
254.99 кб

О предыстории письма Карла Поппера

Юлина Нина Степановна
Читать PDF
515.56 кб

Пути к теории Чарльза Пирса и Карла Поппера

Бунько Владимир Андреевич
Выявлены общие черты и различия в научных методах Ч. Пирса и К. Поппера. Стремление к рациональности и фаллибилизм составляют основу научной методологии обоих ученых.
Читать PDF
205.61 кб

Карл Поппер: критика стандартной концепции науки

Ушакова Г. П., Клемятич Д. Ю.
Читать PDF
560.63 кб

Наука и псевдонаука: методологические поиски Карла Поппера

Глебкин Владимир Владиславович
Сэр Карл Раймунд Поппер (нем.
Читать PDF
113.53 кб

Философские проблемы квантовой механики в трудах Карла Раймунда Поппера

Никонов О. А., Михайлюк А. В.
В статье анализируются логико-эпистемологическая концепция К. Поппера и ее основания.
Читать PDF
232.35 кб

Великая ошибка Карла Поппера: открытое общество в условиях антинаучной революции

Шупер В.А.
Читать PDF
454.07 кб

Генезис современных модификаций авторитаризма в политической теории Карла Поппера

Вялых Владимир Владимирович, Николаева Галина Петровна
Более 60 лет назад была опубликована работа австрийского философа Карла Поппера «Открытое общество и его враги», ставшая этапной для философско-политической мысли ХХ в.
Читать PDF
114.44 кб

Становление «Открытого общества» и поэлементная социальная инженерия Карла Поппера

Дзема А.И.
В статье исследуются научные основания поэлементной социальной инженерии, предполагающей постепенное, частичное реформирование социальных и политических институтов как необходимое условие общественного прогресса. Библиогр. 11 назв
Читать PDF
708.75 кб

А. Л. Никифоров против Карла Поппера: останутся ли идеи и теории Поппера в XXI и последующих веках?

Садовский В. Н.
Читать PDF
737.68 кб

Интерпретация теории трех миров Карла Поппера в контексте уровневой организации рефлексивной координ

Нургалеева Лариса Владимировна
Предлагается вариант интерпретационной модели теории трех миров К. Поппера.

Похожие термины:

  • ПОППЕР Карл Раймунд

    английский философ и социолог. Выдвинул теорию открытого общества», в котором господствует принцип индивидуальной ответственности, рационально-критическое осмысление действительности, стремле
  • КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ КАРЛА ПОППЕРА

    Карл Поппер (1902-1994) – британский философ австрийского происхождения, по базовому образованию физик-теоретик. Свою концепцию К. Поппер строит как альтернативу теории науки философов Венского круж