ПОПОВЩИНА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Поповщина
одно из осн. направлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также наличие традиционной для православия церк. иерархии. Поповцы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали никонианскую церковь и ее духовенство как ересь, а не как «видимость храма», порожденную антихристом. Первоначальной формой П. являлось беглопоповство (см. Беглопоповцы). Крупные центры старообрядчества: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргис и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия П. с правосл. церковью сводились гл. обр. к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В нач. 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядчества, что обусловило лояльность его руководства к светской и церк. власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия перемазанцев с центром на Рогожском кладбище в Москве. В 20-х гг. 19 в. в Стародубье оформилось Лужково согласие, признававшее истинным только тайное священство, независимое от гражд. и церк. властей. В 1846 возникла Белокриницкая иерархия. Эту иерархию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерархии. Она заняла ведущее положение в П. и стала называться Старообрядческой архиепископией Московской и всея Руси. Беглопоповские толки, не признавшие этой иерархии, образовали в 1923 свою иерархию во главе с архиепископом в г. Новозыбкове Брянской обл. (см. Русская Древлеправославная церковь).

Источник: Религии народов современной России

ПОПОВЩИНА
одно из гл. направлений в старообрядчестве. Возникло в сер. 20-х гг. 17 в. В отличие от беспоповщины сторонники П. признавали таинство священства, церк. иерархию. Для богослужения использовались перекрещенные попы, перебегавшие к старообрядцам из офиц. никонианской церкви, к-рую последователи П. рассматривали как «ересь» (см. Беглопоповцы). Осн. центрами П. в кон. 17 - перв. пол. 18. в. были Нижегород. край (скиты по реке Керженец и др.), где насчитывались десятки тыс. старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В 18 в. крупнейшим центром П. стала община Рогожского кладбища в Москве, в к-рой ведущую роль играли владельцы мануфактур. Социальные противоречия и внутр. борьба привели к образованию разл. согласий в П.. отличавшихся друг от друга не только отношением к беглым попам («перемазанцы», «дьяконовцы», «Лужкове согласие»), но и отношением к самодержавию и господству церквей. Ведущую роль в П. стали играть торговцы и промышленники. Эсхатологические и антихристологические идеи уступают место соглашательству, компромиссу с офиц. правосл. церковью. В результате появилась единоверч. церковь, где служба велась в соответствии со старообрядч. правилами, но священники находились в подчинении у синода. В 1846 возникла белокриницкая иерархия. В наст. вр. белокриниц. церковь является одним из крупных старообрядч. направлений и состоит из пяти епархий. Беглопоповцы, не признававшие ее, образовали свою иерархию («древлеправославная церковь»). Духовный центр этой церкви находится в г. Новозыбкове Брянской обл,

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ПОПОВЩИНА
одно из осн. направлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также наличие традиционной для православия цсрк. иерархии. Попов-цы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали никонианскую церковь и ее духовенство только как ересь, а не как «видимость храма», порожденную антихристом. Псрвонач. формой П. являлось бсглопоповство (см. Бег-лопоповцы). Крупные центры старообрядчества: Керженец, Старо-дубье. Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия П. с правосл. церковью сводились гл. обр. к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В нач. 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядцев, что обусловило лояльность его руководства к светской и церк. власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия — перемазанцев с центром на Рогожском кладбище в Москве. В 20-х г. 19 в. в Стародубье оформилось Лужкове согласие, признававшее истинным только тайное священство, независимое от гражд. и церк. властей. В 1846 возникла Бело-криницкая иерархия. Эту иерархию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерархии. Она заняла ведущее положение в П. и стала называться Старообрядческой архиепископией Московской и всея Руси. Бегло-поповские толки, не признавшие руководство этой иерархии, образовали в 1923 свою иерархию во главе с архиепископом и с духовным центром в г. Новозыб-ковс Брянской области. Как разновидность П. в разнос время возникли единоверческая церковь (см. Единоверие) и Беловодская иерархия.

Источник: Атеистический словарь

ПОПОВЩИНА
направление в старообрядчестве, не отказывавшееся после раскола от признания священников и их ведущей роли в богослужении. Расхождения поповцев с офиц. православием в основном сводились к обрядовой стороне религии, практически не затрагивая существа вероучения. Руководящую роль в П. играли торг.-пром. круги старообрядчества, не склонные к углублению противоречий с самодержавием. Первоначально П. существовала как беглопоповщина (см. Беглопоповщинский толк), используя попов, отпавших от офиц. церкви. Первые беглопоповщинские общины возникли вблизи Нижнего Новгорода и Чернигова, па Дону и на Могилевщине. Нижегор. край уже в конце XVII в. получил в старообрядчестве значение крупного центра. Особой известностью пользовались керженские скиты. На Черниговщине центром раскола стало Стародубье. В конце XVII в., после подавления стрелецких бунтов, поповцы переселились на о. Ветку на р. Соже, за польскую границу. Ветка быстро обросла торгово-ремесл. слободами и вскоре превратилась в гл. опору П. Военные отряды, посылаемые царским правительством, неодпократно разгоняли старообрядч. население Ветки (т. н. выгонки). После «выгонки» 1764 Ветка утратила свое значение, уступив его Стародубью.
В конце XVIII в. первенствующая роль в П. закрепилась за Рогожским кладбищем Москвы. Первая четверть XIX в. была временем непрерывного роста богатства и влияния Рогожской общины. Осн. поставщиком беглых попов в конце XVIII - нач. XIX в. были монастыри по р. Иргизу (в первый пол. XIX в. они были закрыты царскими властями). С конца XVIII в. среди поповцев усилилось стремление к установлению церк. иерархии. К 1800 наиболее соглашат. часть П. вступила в компромисс с самодержавием и офиц. правосл. церковью, в результате к-рого появилось т. н. единоверие. В единоверч. церквах служба велась в соответствии с обрядовой практикой старообрядчества, а священники были в подчинении у синода. Для распространения единоверия царизм не останавливался перед применением военной силы. Крупным событием в истории П. явилось создание в 1846 белокриницкой иерархии. В конце XIX в. в Л. возникла беловодская иерархия. Беглопоповщина сохраняла свое известное влияние в старообрядчестве, гл. о. в крестьянской среде, и после возникновения церквей белокриницкой и беловодской иерархий. В условиях сов. общества мн. поповщинские общины распались. Усиленный процесс распада и разложения П. происходит и ныне. Преоблад. большинство верующих в общинах П., как и др. направлений старообрядчества, составляют люди преклонного возраста, преим. женщины. В П. в наст. вр. имеются две церкви, возглавляемые старообрядч. белокриницкой архиепископией московской и всея Руси (в Москве) и беглопоповщинской древнеправосл. архиепископией (в г. Новозыбкове).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.