научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Известны три основных типа формирования понятий: математический, основанный на дедукции, эмпирико-натурфилософский, основанный на индукции, и гуманитарный, в основе которого лежит индивидуально-аналитический подход.
ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ
Понятий формирование
ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ
научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Различаются три осн. типа формирования понятий: математический, основанный на дедукции, эмпирическо-натурфилософский, пользующийся индуктивными методами и гуманитарный, в основе которого лежит индивидуально-аналитический подход. В психологии процесс формирования понятий играет существенную роль в когнитивном развитии и был предметом исследования швейц. психолога Жана Пиаже. Формирование понятий - сложный феномен, который включает две осн. фазы: на первой человек замечает важные характеристики, а на второй улавливает логическую связь характеристик. Помимо простых классификаций, понятия также могут служить в качестве норм или моделей, которые отвечают за то, чтобы в восприятии объекты оставались самими собой, хотя кое-что в них и меняется. В подходе к процессу формирования понятий существуют значительные метафизические и эпистемологические различия, касающиеся природы и- происхождения понятий, движения между интуитивной и рациональной мыслью и вопроса о "когнитивных универсалиях". Стимульно-реактивная теория амер. психолога Б.Ф.Скиннера исключает звено мышления, доказывая, что научение происходит путем проб и ошибок. В когнитивной теории Пиаже утверждается, что научение приводит к пониманию объединяющих моментов в отношениях и сущностных проявлениях. Амер. психолингвист Наум Хомский считал, что когнитивные структуры человека являются врожденными. Согласно сегодняшним представлениям, формирование понятий не является монополией человека. Проводилось большое исследование развития понятий у животных, особенно у приматов. Многие исследователи не исключают, что животные способны к абстрактному мышлению. Кроме того, соотношение информационных процессов, происходящих в компьютере, и формирования понятий у человека стало важной частью изучения искусственного интеллекта.
Источник: Философский энциклопедический словарь