(verstehende Psychologie) — психологический метод, который исследует индивидуальное и с помощью понимания и истолкования дает возможность определить проявление индивидуального. Его задачей является проникновение в структуру психической жизни индивида и понимание ее смысла.
W. Störring. Die Frage der geisteswiss. und v. P, 1928; H. W. Gruhle. V. P., 1948; E. Meyer. Schriften zu Philos. und Psychologie, 1978.
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
идеалистич. направление в нем. философии и психологии 1-й трети 20 в. Восходит к работам Дильтея, видевшего в «понимании», интуитивном постижении нек-рой духовной целостности специфич. метод «наук о духе» в противоположность внешнему, рассудочному «объяснению» как методу «наук о природе». Согласно Дильтею, должна быть разработана новая, отличная от традиционной «описательная» психология, исходным принципом к-рой должен стать самый феномен непосредственно переживаемой внутр. связи душевной жизни. Связь эта трактуется Дияьтеем как телеологическая, описание ее структуры и должно стать предметом П. п. Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Шпрангера, который ввел термин «П. п.». Принципы П. п. оказали заметное влияние на отд. представителей экзистенциализма (Ясперс, Хайдеггер, Ортега-и-Гасет), на формирование понимающей социологии М. Вебера, а также герменевтики Гадамера и Рикера.
Источник: Советский философский словарь
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Verstehende Psychologie) – идеалистич. направление в философии и психологии (гл. обр. немецкой), получившее распространение в 1-й четв. 20 в. Термин "П. п." предложен Шпрангером. П. п. исходит из гетерогенности низших (чувственных) и высших (рациональных) форм познания. В основе П. п. лежит тезис Дильтея о разделении наук на "науки о духе" и "науки о природе" и о принципиальном различии двух методов познания – причинно- с л е д с т в . о б ъ я с н е н и я в естеств. науках и "п о н и м а н и я" – непосредств. интуитивного постижения созданных культурой ценностей – в науках гуманитарных. У Дильтея "понимание" трактуется как "вчувствование в объект познания". Шпрангер, полемизируя с этим тезисом, выводит "понимание" из надиндивидуальных сущностей, прежде всего – из истории культуры. Подробнее об этом см. в ст. Шпрангер. Лит.: Дильтей В., Описательная психология, пер. с нем., М., 1924; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; St?rring G., Die Frage der geisteswissenschaftlichen und verstehenden Psychologie, Lpz., 1928; Spranger E., Lebensformen, 8 Aufl., T?bingen, 1950; Jaspers K., Allgemeine Psychopathologie, 8 Aufl., В., 1965; Gruhle H. W., Verstehende Psychologie, Stuttg., 1948. М. Роговин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.