ПОНИМАТЬ

Найдено 1 определение
ПОНИМАТЬ
(verstehen) — познавать что-либо в его взаимосвязи, познавать его сущность, его значение (постигаемое только как взаимосвязь). Понимание возможно только тогда, когда предмету, на который оно направлено, придано смысловое содержание. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен Дройзеном (Grundriß der Historik, 1868). Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественно-научному методу «объяснения». Шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное (личностное) понимание, объективное (предметное) понимание и историческое понимание.
W. Dilthey. Die Entstehung der Hermeneutik, 1900; T. Erismann. Die Eigenart des Geistigen, 1924; E. Rothacker. Logik und Systematik der Geisteswiss., 1927; H. Gomperz. Über Sinn und Sinngebilde — V. und Erklären, 1929; P. F. Linke. Erkennen und Geist, 1936; O. F. Bollnow. Das V., 1949; H.-G. Gadamer. Wahrheit und Methode, 1960; G. H. v. Wright. Explanation and Understanding. Ithaca, 1971, dt. 1974; M. Riedel. V. oder Erklären?, 1978; J. SchmuckerHartmann. Logik des V., 1979; R. J. Howard. Three Facts of Hermeneutics. Berkeley, 1982; D. Hirschfeld. V. als Synthese, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
175.66 кб

Понимать Россию умом (к проблеме самосознания русской мысли)

Кантор Владимир Карлович
В статье автор воссоздает философский и культурно-исторический контексты мифологемы «умом Россию не понять» и доказывает, что отказ от рассудочной западной философии и «неоязычества» большевизма может привести к возникновению само
Читать PDF
598.27 кб

Как понимать «Смерть авангарда»?

Кометти Жан-пьер
Тема исчезновения авангардистских практик относится не столько к области истории искусства, сколько к философскому обоснованию условий современности.
Читать PDF
215.86 кб

Как нам следует понимать значения?

Вострикова Екатерина Васильевна
Рецензия на книгу П. Богоссиана «Содержание и обоснование». Boghossian P. Content and justification. Oxford, 2008.
Читать PDF
218.25 кб

"НАДО ЖЕ ДУМАТЬ, ЧТО ПОНИМАТЬ". О РЕЦЕНЗИИ А. АППОЛОНОВА

Огурцов Александр
Читать PDF
576.21 кб

96. 04. 025. Браун Э. Понимать чужого. Трансцендентально-герменевтический подход к проблеме межкульт

Гирко Л. В.
Читать PDF
812.06 кб

Быть или понимать: универсальность нетрадиционной культуры (Часть 2)

Румянцев Олег Константинович
В статье обсуждаются метафизические предпосылки (кантовская метафизика конечного разума) и генеалогия новоевропейского проекта универсальности нетрадиционной культуры.
Читать PDF
746.03 кб

Быть или понимать (Часть 1)

Румянцев Олег Константинович
В статье прослежено, в исторической перспективе, взаимодействие между существованием (экзистенцией) человека и тем, как он сам понимает свою индивидуальность.
Читать PDF
1.91 мб

КОНДУРАЦИЯ, ИЛИ КАК ПОНИМАТЬ ДЕЛО PUSSY RIOT

Гусейнов Гасан
В статье анализируются речевые практики, которые воспроизводят состояние сознания общества, определенным образом реагирующего на символические действия, которые в обиходе называются «кощунством».
Читать PDF
89.10 кб

Просветительская философско-историческая традиция как понимательная и мировоззренческая модель

Воронов Василий Михайлович
В статье анализируется просветительская философско-историческая традиция.