(verstehen) — познавать что-либо в его взаимосвязи, познавать его сущность, его значение (постигаемое только как взаимосвязь). Понимание возможно только тогда, когда предмету, на который оно направлено, придано смысловое содержание. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен Дройзеном (Grundriß der Historik, 1868). Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественно-научному методу «объяснения». Шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное (личностное) понимание, объективное (предметное) понимание и историческое понимание.
W. Dilthey. Die Entstehung der Hermeneutik, 1900; T. Erismann. Die Eigenart des Geistigen, 1924; E. Rothacker. Logik und Systematik der Geisteswiss., 1927; H. Gomperz. Über Sinn und Sinngebilde — V. und Erklären, 1929; P. F. Linke. Erkennen und Geist, 1936; O. F. Bollnow. Das V., 1949; H.-G. Gadamer. Wahrheit und Methode, 1960; G. H. v. Wright. Explanation and Understanding. Ithaca, 1971, dt. 1974; M. Riedel. V. oder Erklären?, 1978; J. SchmuckerHartmann. Logik des V., 1979; R. J. Howard. Three Facts of Hermeneutics. Berkeley, 1982; D. Hirschfeld. V. als Synthese, 1985.
0.00 байт
Понимать Россию умом (к проблеме самосознания русской мысли)
В статье автор воссоздает философский и культурно-исторический контексты мифологемы «умом Россию не понять» и доказывает, что отказ от рассудочной западной философии и «неоязычества» большевизма может привести к возникновению само