умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве), начало к-рому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми, основавшими на р. Выге (Поморье) в 1695 общину. В 1706 недалеко от нес на р. Лсксс возникает женская лексинская община. Соц. базу П. т. составили зажиточные слои населения, что предопределило умеренный характер их требований и сближение с офиц. светской и цсрк. властью. Так, в 1738 поморцы признали допустимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование Филип, толка). Важное место в П. т. занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в кон. 18 в. в Москве возникла община новопоморцсв, последователи к-рой выступали в защиту брака. С нач. 20 в. П. т. превратился в наиболее влиятельное направление беспоповщины. В наст. вр. общины поморцсв-брачников имеются в Прибалтике и нек-рых районах БССР и РСФСР. В Лит. ССР общины П. т. возглавляются Высш. старообрядч. советом.
ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы
ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы
Источник: Атеистический словарь
ПОМОРСКИЙ ТОЛК даниловцы
умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве). Начало толку, первому в беспоповщине, было положено Данилой Викулиным и бр. Андреем и Семеном Денисовыми, основавшими в 1694 общину на р. Выге (Поморье). Недалеко от нее возникла женская Лексинская община. Беспоповцы занимались здесь скотоводством и земледелием, ремёслами, промыслами, торговлей и владели значит. собственностью. В 30-о гг. XIX в. Выго-Лексинская община была царизмом сильно ущемлена в правах, а в 50-е гг. закрыта. В отношении к царским властям поморцы обнаруживали склонность к уступкам, руководствуясь при этом преимущественно экономич. соображениями. В 1738 они под угрозой разгона общины приняли молитву за царя. Более радикальные элементы из числа поморцев образовали самостоят. федосеевский и филипповский толки. Вопрос о браке, имевший особое значение в старообрядчестве, первоначально решался поморцами отрицательно. Но в конце XVIII в. в Москве возникла монинская (или покровская) община, получившая название новопоморцев, последователи к-рой выступили в защиту брака. В отличие от них, сторонники безбрачия стали называться старопоморцами.
В поморщине выделились также полубрачные даниловцы, рекомендующие безбрачие, но вступлению в брак не препятствующие. Немногочисл. общины приверженцев П. т. в наст. вр. имеются гл. о. в прибалт. республиках.
В поморщине выделились также полубрачные даниловцы, рекомендующие безбрачие, но вступлению в брак не препятствующие. Немногочисл. общины приверженцев П. т. в наст. вр. имеются гл. о. в прибалт. республиках.
Поморский толк, даниловцы
— умеренное течение в беспоповщине (старообрядчество), начало к-рому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми, основавшими на р. Выге (Поморье) в 1695 общину. В 1706 недалеко от нее на р. Лексе возникает женская лексинская община. Соц. базу П. т. составили зажиточные слои населения, что предопределило умеренный характер их требований и сближение с офиц. светской и церк. властью. Так, в 1738 поморцы признали допустимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование Филипповского толка). Важное место в П. т. занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в кон. 18 в. в Москве возникла община новопоморцев, последователи к-рой выступали в защиту брака. С нач. 20 в. П. т. превратился в наиболее влиятельное направление беспоповщины. На территории бывшего СССР (кроме Прибалтики) насчитывается ок. 1 млн последователей этого толка, в Прибалтике ок. 250 тыс., в Польше, США, Канаде ок. 100 тыс. После 1988 образовано 3 поморских религ. объединения с центрами в Москве (см. Древлеправославная поморская церковь), в Вильнюсе (Высший старообрядческий Совет в Литве) и Риге (Центральный Совет Древлеправославных старообрядцев Поморской церкви Латвии). В России насчитывается ок. 100 объединений поморцев. Российский центр курирует объединения в Белоруссии (22 общины), на Украине (18 общин), в Казахстане (10 общин). Центр П. т. в Российской Федерации находится в Москве на Преображенском кладбище.
Источник: Религии народов современной России