ПОЛЬСКАЯ философия

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ПОЛЬСКАЯ философия

На данный момент в ней можно выделить три направления философской мысли: 1) марксизм, игравший преобладающую роль вплоть до 1990 г. в силу своего официального характера; 2) неопозитивизм — уже затухающее движение (Новиньский, мадам Эйлыптейн), представляющее собой логическую школу, вышедшую из Венского кружка 1930-х годов; 3) католическое течение, или неотомизм, остающееся довольно влиятельным в силу широкой распространенности католицизма в стране (Крапиек, Легурич, Ингарден, Клосак). Экзистенциализм зародился здесь во время событий 1955-1956 гг. и представляет собой одну из форм марксизма, утверждающую, однако, более свободные и более личные отношения между индивидом и обществом. Кризисы и общественные беспорядки, имевшие место в 1968 и 1976 гг. и приведшие к созданию движения Солидарности в 1980 г., повлекли за собой период размышления об общественных и исторических структурах и о проблемах лингвистики (С Баранчак, род. в 1946 г., Р. Крыньский, род. в 1943 г., К. Вика, род. в 1910 г., А. Кийовский, род. в 1928 г.).

Источник: Философский словарь

ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В качестве начального пункта философского развития в Польше можно принять год основания Ягеллонского (ныне Краковского) ун-та (1364). 15 век - век расцвета польск. схоластики. За нею следовала аристотелевско-стоическая философия эпохи Возрождения (Андрей Фрыч-Модржевский, 1503-1572). Во второй пол. 18 в. философия Просвещения свела на нет влияние господствовавшей неосхоластики (преобразование школ и ун-тов, 1773); главные представители: Гуго Коллонтай (1750-1812), Станислав Сташиц (1755-1826), Ян Снядецкий (1756-1830). В последующий романтический период существовали попытки построить универсальную философию абсолюта: Бронислав Трентовский (приват-доцент во Фрейбурге, в Брейсгау, 1808 - 1869), Кароль Либельт (1807-1875), Юзеф Кремер (1806-1875); к этим попыткам принадлежит также и мессианизм, историософский синтез, построенный на религиозных и националистических основах (Ю. Хене-Вроньский, Август Цешковский, 1814-1894). Затем последовал научный и социальный позитивизм (Юлиан Охорович, 1850 - 1917); параллельно существовало неотомистское движение (Мариан Моравский, 1845-1901). Ок. 1900 Казимеж Твардовский основал аналитическое направление, которое стало господствующим (Котарбинский, Айдукевич) и из которого выделилась логическая школа Яна Лукасевича, Станислава Лещинского (1886- 1939), Альфреда Тарского. Из др. философов, не принадлежавших к школе Твардовского, можно отметить Владислава Генриха (1896-1957), взгляды которого были близки идеям Авенариуса, Флориана Знайнецкого (1882-1958), посвятившего последние годы жизни исследованиям в области социологии, а также представителя феноменологии Романа Ингардена. Кроме того, большую известность в области истории философии снискали труды таких ученых, как Констанцы Михальский (1879-1947), Александр Бирнепмайер и Владислав Татаркевич, который занимался также вопросами эстетики. После второй мировой войны наряду с аналитическим направлением с его многочисленными ответвлениями (А.Шафф, Л.Колаковский) на первый план выступает марксистская философия, потерпевшая в Польше крах к сер. 80-х годов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(polnische Philosophie). — В качестве начального пункта философского развития в Польше можно принять год основания Краковского университета (1364). XV век — век расцвета польской схоластики (Матеуш из Кракова, ум. 1410). За нею следовала аристотелевско-стоическая философия эпохи Возрождения (Анджей Фрыч-Моджевский, 1503—1572, Себастьян Петрици, 1554—1627). Во второй половине XVIII в. философия Просвещения свела на нет влияние господствовавшей там неосхоластики (преобразование школ и университетов, 1773); главные представители: Гуго Коллонтай (1750— 1812), Станислав Сташиц (1755—1826), Ян Снядецкий (1756—1830). В последующий романтический период существовали попытки построить универсальную философию абсолюта: Бронислав Трентовский (приват-доцент во Фрейбурге, Брейсгау, 1808—1869), Кароль Либельт (1807—1875), Юзеф Кремер (1806—1875); к этим попыткам принадлежит также и мессианизм, историософский синтез, построенный на религиозных и националистических основах (Ю. Хёне-Вроньский, Август Цешковский, 1814—1894). Позднее к мессианистским представлениям был близок исследователь Платона Винсенты Лютославский (1863—1954). Затем последовал научный и социальный позитивизм (Юлиан Охорович, 1850—1917); параллельно существовало неотомистское движение (Мариан Моравский, 1845—1901). Около 1900 ученик Брентано Казимеж Твардовский (1866—1938, осн. соч.: Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen, 1894) основал аналитическое направление, которое скоро стало господствующим. Однако после 1920 оно частью сблизилось с неопозитивизмом (Казимеж Айдукевич, 1890—1963) и др., частью приняло форму материалистически окрашенного реизма (Тадеуш Котарбиньский, 1886—1981), частью же в тесной связи с западноевропейским логистическим движением превратилось в польскую логическую школу (Ян Лукасевич, 1878—1956), Станислав Лесьневский, 1886— 1939, Альфред Тарский и др.). Независимо от Твардовского развивались Владислав Хейнрих (1869—1957), стоявший на позиции, близкой к Авенариусу, Флориан Знанецкий (1882—1958), посвятивший себя затем социологии, а также феноменолог Роман Ингарден (1893—1970). Следует назвать еще трех исследователей, занимавшихся в основном проблемами философии истории: это Константы Михальский (1879—1947), Александр Биркенмайер и Владислав Татаркевич (1886— 1980), который также интересовался вопросами эстетики. После Второй мировой войны наряду с аналитическим направлением с его многочисленными ответвлениями на первый план выступает марксистская философия. В ее рамках такие критически настроенные марксисты, как А. Шафф и Л. Колаковский, были признаны в новой Польше многообещающими мыслителями.
J. Pele. Semantics in Poland (1894—1969), 1979; Z. Kuderowicz. Das philos. Ideengut Polens, 1988; D. Pearce, J. Wolenski (Hgg.). Log. Rationalismus. Philos. Schriften der Lemberg-Warschauer Schule, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
2.00 мб

Польская и русская философии глазами друг друга

Красицкий Я.
В статье предпринимается попытка компаративистского анализа польской и русской философии. Они рассмотрены не по отдельности, как предметы автономных исследований, а в их взаимном отражении и восприятии.
Читать PDF
458.51 кб

Польские исследования философии В. С. Соловьева

Киейзик Лилианна
Анализируются польские исследования XIX-XX вв. философии В.С. Соловьева, прежде всего монографии, посвященные творчеству мыслителя, статьи по отдельным вопросам его философской системы и переводы его трудов на польский язык.
Читать PDF
174.61 кб

Польские философы и Петербург: фома Парчевский и другие

Оболевич Тереза
Рассматривается творчество польских философов, которые были связаны с Санкт-Петербургом.
Читать PDF
337.69 кб

Образ и идея Софии в польских исследованиях философии В. С. Соловьева

Туронек-Островска Катерина
Дан анализ работ польских исследователей творчества В.С. Соловьева, которые занимались проблематикой Софии-Премудрости Божией. В основу анализа положен хронологический принцип отбора работ В.С. Соловьева.
Читать PDF
651.05 кб

Участие русских философов во втором польском философском конгрессе в 1927 г

Оболевич Тереза
Первые десятилетия ХХ в. период напряженных размышлений об идентичности как для русской, так и для польской мысли. В первой декаде ХХ в.
Читать PDF
484.56 кб

Анджей Валицкий. Интеллектуальный портрет польского историка русской философии

Маслин Михаил Александрович
Читать PDF
253.12 кб

Экзистенциализм в философии русского зарубежья и литературе польской эмиграции: точки пересечения

Мальцев Леонид Алексеевич
Исследуется взаимосвязь русского экзистенциализма первой половины ХХ века, представленного философией Бердяева и Шестова, и философских идей польской литературной эмиграции второй половины ХХ века на примере творчества Милоша, Гом