ПОЛИТЦЕР Жорж

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПОЛИТЦЕР Жорж
3.5.1903, Надьварад, Венгрия (ныне Орадя, СРР) - 23.5.1942], франц. фи­лософмарксист. Чл. ЦК Франц. компартии. В 1930-х гг. был одним из основателей Рабочего ун-та в Париже. С начала нем.-фаш. оккупации Франции (1940) нахо­дился в подполье. Активный участник Движения Соп­ротивления, в 1942 был арестован вишистскими влас­тями, выдан оккупантам и ими расстрелян. Разраба­тывал с позиций диалектич. материализма про­блемы философии («Осн. проблемы совр. философии», «Les grands problemes de la Philosophie contemporaine», v. l, 1938), политэкономии и др. Выступал с критикой иррационалистич. философии Бергсона (1929), фрей­дизма. П. принадлежит идея построения т. н. конкрет­ной психологии, объектом к-рой должна быть реальная жизнь человека - «жизненная драма», а не то абстракт­ное искусств. построение внутр. психич. жизни, к-рое имела в виду классич. интроспективная психология (Вундт). Конкретная психология, по П., должна сосре­доточить свое внимание на реальносмысловой и деятельностной стороне психич. жизни личности.

Источник: Советский философский словарь

ПОЛИТЦЕР (Politzer) Жорж (1903-1942)
французский философ и психолог. Родился в Венгрии. Работал во Франции. С юношеских лет увлекался марксистской философией. Предложил неортодоксальное понимание философии Канта как основы учения Маркса о пролетарской революции. В начале творческого пути был также сторонником учения Фрейда и утверждал, что между методом психоанализа и марксистским методом не существует никакого противоречия. В 1924 выступил в защиту психоанализа и особенно подчеркнул его философский и социологический статус. В 30-х был одним из сооснователей Рабочего университета в Париже, в котором в 1935-1936 читал курс лекций по марксистской философии для активистов Французской коммунистической партии. Был одним из ведущих идеологов и теоретиков этой партии и членом ее Центрального комитета. В 1933 опубликовал статью "Психоанализ и марксизм: двоедушный контрреволюционер "фрейдомарксизм", в которой критиковал различные версии фрейдомарксизма. В конце 30-х неоднократно выступал с критикой психоанализа и фрейдизма. В 1939 (вскоре после смерти 3. Фрейда) опубликовал программную статью "Конец психоанализа", в которой утверждал, что психоанализ потерпел крушение. Провозгласил вступление психоанализа в период "схоластического упадка" и предсказал ему судьбу френологии и гипнотизма. Выдвинул идею создания "конкретной психологии", предметом которой должна быть "жизненная драма" (реальная жизнь людей), в особенности ее смысловая и деятельностная стороны. В 1929 основал журнал "Обозрение конкретной психологии". В конце 30-х - начале 40-х опубликовал серию актуальных работ по критике теории и практики национал-социализма. С началом нацистской оккупации Франции (1940) работал в подполье. Написал и подпольно опубликовал ряд работ. Был активным участником Сопротивления. В 1942 был арестован вишистскими властями и выдан ими нацистским оккупантам. Расстрелян в мае 1942. Автор книг: "Конец философского парада: бергсонизм" (1929), "Основные проблемы современной философии" (1938) и др. работ.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

ПОЛИТЦЕР Жорж
(1903, Надьварад, Венгрия, – 1942, Мон-Валерьен, Франция) – философ-марксист. Философское образование получил в Сорбонне, затем преподавал в Мулене, Шербуре. В молодости увлекался фрейдизмом, философией А. Бергсона. Вступив в середине 1920-х в компартию, стал образцовым марксистомленинцем. Сын венгерского адвоката, П. бежал во Францию, чтобы спастись от белого террора, начавшегося после поражения революции Б. Куна. Вел большую партийную работу (поднялся в партийной иерархии до члена ЦК ФКП), преподавал в Рабочем университете основы марксистской философии. Курс его лекций был издан и много лет служил учебником марксистской философии во Франции. Когда началась Вторая мировая война, П. стал участником Сопротивления, был арестован полицией Виши и в 1942 расстрелян нацистами. П. считал, что только на основе материализма может быть установлен союз философии и наук. Он был противником мнения, согласно которому философские проблемы вечны и не поддаются решению, а передаются от поколения к поколению лишь в слегка измененном виде. С его точки зрения, в истории философии существует прогресс, который тесно связан с развитием наук. Чаще всего П. соотносил философский прогресс с именем Р. Декарта, ценил его критику схоластики и разработку рационализма, открывавшего путь развитию наук. От Декарта проводил линию к французскому материализму XVIII в., а затем – к французским социалистам начала XIX в. (К.А. Сен-Симону и др.). Далее философия во Франции, считал П., больше не прогрессировала, инициатива перешла к К. Марксу и Ф. Энгельсу, которые придали материализму новую форму, соединив его с очищенной ими от мистицизма и идеализма гегелевской диалектикой. Французскую философию XIX в. П. критиковал за абстрактность и схоластичность, а также за «реакционность», связывая это, во-первых, с тем, что, будучи нематериалистической, она не может служить основой для развития наук, а во-вторых, с ее социально-классовой ориентацией. Особенно резко П. критиковал философию Бергсона, в которой усматривал мистицизм и иррационализм, отмечая, что как итальянские, так и немецкие фашисты использовали идеи Бергсона, в частности его критику рационализма и высокую оценку роли интуиции в познании мира. К теоретическим пособникам фашизма П. причислял и С. Кьеркегора, философов-экзистенциалистов, Э. Гуссерля и др. П. стремился разработать «конкретную» психологию, которая изучала бы конкретного индивида, его «драму» в определенных жизненных ситуациях. Замысел остался нереализованным; из его работ по психологии следует, что его не устраивала «классическая психология», изучавшая восприятия, представления, образы, поскольку психология такого рода, занятая, как он считал, изучением безличных «процессов», а не конкретных людей, возрождает спиритуалистические представления о существовании у человека души.
Соч.: Избранные философские и психологические труды. М., 1980; Critique des fondements de la psychologie: la psychologie et psychanalyse. P., 1928; Fin d’une parade philosophique, bergsonisme. P., 1929; Principes élémentaires de philosophie. P., 1936; Ecrits I, la philosophie et les mythes. P., 1969; Ecrits II, les fondements de la psychologie. P., 1969. Лит.: Naville, P. Itinéraire de Georges Politzer // Psychologie, marxisme, matérialisme. P., 1948; Lefebvre, H. La somme et le reste. P., 1959; Roelens, R. Une recherche psychologique méconnue, le courant «dramatique» de G. Politzer à aujourd’hui // Pensée. 1962. Juin; Milhau, J. Georges Politzer ou le retour philosophique // Pensée. 1979. Juin. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ПОЛИТЦЕР Жорж

(1903 – 23 мая 1942) – франц. философ-марксист, член ЦК Франц. коммунистич. партии, активный участник Движения Сопротивления. Род. в Венгрии. В 30-е гг. П. совм. с др. прогрессивными деятелями создал в Париже Рабочий (ныне Новый) ун-т, где изучается марксизм. В 1935–36 П. прочел в этом ун-те курс лекций по диалектич. материализму, к-рый лег в основу вышедшей посмертно книги П. "Элементарные основы философии" ("Principes ?l?mentaires de philosophie", P., 1946). Находясь с начала 2-й мировой войны в подполье, П. вел активную борьбу против фашизма. В 1941 он выпустил в подпольном издании памфлет "Революция и контрреволюция XX века" ("R?volution et contre-r?volution au XX siecle", P., 1947), переизданный затем Социальным издательством, – гневный ответ на брошюру фашистского идеолога А. Розенберга "Золото и кровь" (A. Rosenberg, Gold und Blut, M?nch., 1941). В мае 1942 П. был арестован пр-вом Виши, выдан немцам и расстрелян. Филос. работы и лекции П. – одна из первых во Франции попыток освещения важнейших проблем философии с позиций диалектич. материализма. Так, в работе "Бергсонизм – филос. мистификация" ("Le Bergsonisme. Une mystification philosophique", P., 1947; первое изд. опубл. в 1929 под псевдонимом Ф. Аруэ с назв. "Конец философского парада: бергсонизм" – Arouet F., La fin d´une parade philosophique: le bergsonisme, рус. пер. в сб.: Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953) П. критиковал филос. и психологич. взгляды Бергсона, его интуитивизм. В полемике с идеализмом П. защищал прогрессивные традиции в истории франц. философии, прежде всего – рационализм Декарта. Глубоко интересуясь психологич. проблемами, П. сделал попытку создать новую, "конкретную", психологию, к-рая бы принципиально отличалась от традиц. идеалистич. психологии. В 20-е гг. П. испытал значит. влияние фрейдистского психоаналитич. метода, к-рый привлек его своей тенденцией изучать целостного живого человека, а не его отд. психич. функции. Вскоре П. понял реакц. сущность фрейдизма и в труде "Критика основ психологии" ("Critique des fondements de la psychologie", P., 1928), a также в отд. статьях подверг его острой критике. С целью привлечения прогрессивных психологов к созданию психологии на материалистич. основе П. в 1923 основал журнал "Revue de psychologie concr?te" ("Журнал конкретной психологии", вышло всего два номера); в первом была опубликована статья П. "Мифологич. и науч. психология" ("Psychologie mythologique et psychologie scientifique"), во втором – "Куда идет конкретная психология?" ("Ou va la psychologie concr?te?"; позже опубл. как вторая гл. в кн. П. "La crise de la psychologie contemporaine", P., 1947). В своих попытках научно обосновать материалистич. психологию П. допускал ошибки. Однако его борьба против бихевиоризма и фрейдизма, стремление подчеркнуть социальную значимость личности являются несомненным вкладом в науч. психологию. Соч.: Les grands probl?mes de la philosophie contemporaine, v. 1 – La pens?e fran?aise et le marxisme, P., 1938; Les grands probl?mes de l´?conomie politique contemporaine, P., 1938; La philosophie et les mythes, "La Pens?e", 1939, No 1; Qu´est-ce que le rationalisme?, там же, No 2; Principes fondamentaux de philosophie, P., 1954 (совм. с G. Besse и M. Caveing); в рус. пер. – "Философия просвещения" и совр. мысль, в сб.: Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию; М., 1953. Лит.: Завадская Н. В., Франц. коммунист Ж. П. о кризисе психологии во Франции, "ВФ", 1949, No 1; ее же, К выходу в свет нового учебного пособия по марксистской философии во Франции, там же, 1956, No 1; Анцыферова Л. И., Памяти Ж. П., "Вопр. психологии", 1962, No 3; Кузнецов В. Н., Развитие марксистской философии во Франции после второй мировой войны, М., 1962; Navillе P., Psicologia per l´uomo moderno, seguita da l´intellettuale comunista, Mil.,1959, p. 247–70; Сhоmarat G., G. Politzer aujourd´hui. Le sens d´un sacrifice, "La Pens?e", 1961, No 98; Roelens R., Une recherche psychologique m?connue, там же 1962, No 103. T. Сахарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.