ПОЛАНИ Майкл

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОЛАНИ (Polanyi) Майкл (1891-1976)
британский философ, один из основателей постпозитивизма, выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии и социальных наук Манчестерского университета (1933). В главных сочинениях по философии и социологии науки: "Личностное знание. На пути к посткритической философии" (1958), "Неуважение свободы" (1940), "Основания академической свободы" (1947), "Логика свободы" (1951), "Знание и бытие, эссе" (1969) и др. выступил в 40-х с критикой основных принципов логического позитивизма, в 50-х - разработал концепцию "неявного знания". Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего. В структуре ориентировочной и познавательной активности - в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д. - П. выделял явные и неявные компоненты. Последние, по П., осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности. В науке явное знание представлено как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное - как личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения. Неявное знание, согласно П., не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное ("из рук в руки") обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых. Научный опыт у П. - внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, явно личностно окрашен. П. ввел в научный оборот понятие "научное сообщество". В ряде работ подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ПОЛАНИ Майкл
(1891— 1976) — англ. физикохимик и философ венгерского происхождения. Известен прежде всего работами в обл. философии науки и психологии науч. деятельности; один из осн. представителей постпозитивизма. Осн. соч.: «Логика свободы» (1951), «Личностное знание» (1958), «Познание и бытие» (1969). Окончил Будапештский ун-т, работал в Берлинском ин-те физ. химии (1923—33). Эмигрировав в Великобританию (1933), стал проф. физ. химии и, позднее, соц. наук Манчестерского ун-та. В обл. физ. химии одним из первых применил метод квантовой механики для расчета скорости хим. реакций. Филос. воззрения П. выстраивались в полемике с неопозитивизмом и «критическим рационализмом» К.Поппера. В центре его внимания — двойственность науч. знания, к-рое он разделяет на артикулированное (объективированное, явное) и неартикулированное (личностное, неявное); осн. объектом его критики явл. отождествление объективности знания с бессубъектностью. Согл. П., субъект науч. познания — реальный человек с присущими ему навыками, знаниями, ценностно-целевыми установками, воспитанием и соц. опытом; все эти компоненты носят не «книжный» характер, а формируются в результате взаимодействия учителя и ученика, межличностной коммуникации в сообществе ученых, в их повседневной деятельности. Ни эвристическая мощь языка науки, ни система трансляции науч. знания в его артикулированной форме не дают ответа на вопросы: почему именно этот ученый совершил именно это открытие? Что именно подтолкнуло его к этому? Что заставляет др. ученых соглашаться с ним или считать его открытие значимым? Соответственно «внешн.» история науки (история постановки науч. проблем и их разрешения) должна дополняться «внутр.» историей — историей «смыслосозидания», в процессе к-рого личность ученого-исследователя играет ключевую роль, равно как и весь комплекс социокульт. факторов, повлиявших на формирование этой личности. Можно сказать, что П. переориентировал стратегию развития философии науки, обозначенную в трудах Т.Куна, И.Лакатоса и К.Поппера, на поиск глубинных психол. (в т.ч. нерефлексивных) оснований науч. творчества. Соч.: Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985; Познание и бытие. М., 2004. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПОЛАНИ (Polanyi) Майкл
1891-1976) - брит. ученый и философ, известный своими работами в области философии науки. Выходец из Венгрии. С 1923 работал в Институте физической химии в Берлине. После прихода в Германии к власти нацистов в 1933 эмигрировал в Великобританию, где занимал должность проф. физической химии, затем социальных наук в Манчестерском ун-те. Помимо исследований в области физической химии, где он был, в частности, одним из пионеров применения квантово-механических методов для расчета скоростей химических реакций, П. принадлежит ряд оригинальных работ по философии и социологии науки, из которых наиболее известна кн. "Личностное знание. На пути к посткритической философии" (1958).
Имя П. обычно упоминается в одном ряду с именами Поппера, Куна, Фейерабенда, Тулмина и других лидеров постпозитивистской философии науки. Их объединяло критическое отношение к наследию неопозитивизма 20-30-х годов, однако во многих других аспектах их позиции весьма различны, порой - диаметрально противоположны. Напр., Поппер, разрабатывая концепцию критического рационализма, полемизировал не только с логическим эмпиризмом, но и с концепцией "личностного знания" П., обвиняя ее в иррационализме. Само же название книги П. полемически заострено против "критицизма" Поппера и его теории "объективного знания". Другие постпозитивисты оценивали позицию П. как вполне рациональную, ибо ее основной пафос заключался в преодолении ложного идеала деперсонифицированного представления научного знания, ошибочно отождествляемого с его объективностью. Сторонники П. называют его позицию "посткритическим рационализмом". Это означает, во-первых, признание того очевидного факта, что науку делают люди, причем люди, которые обладают мастерством; что искусству познавательной деятельности и ее тонкостям нельзя научиться по учебнику, что оно предполагает овладение большим запасом неявного знания, которое осваивается лишь в непосредственном общении с ученым-мастером. Отсюда следует, во-вторых, что люди, реально делающие науку, не могут быть механически отделены от производимого ими знания и заменены другими людьми, приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников. И наконец, в-третьих, посредством своей эпистемологии "личностного знания" П. пытается ввести в философию науки мотив научного опыта как внутреннего переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, страстную заинтересованность ученого в поиске объективной научной истины, личностную ответственность перед ней.
Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985; The Logic of Liberty. L., 1951; Knowing and Being. L., 1969.

Источник: Современная западная философия: словарь

ПОЛАНИ МАЙКЛ
1891-1976) – британский ученый, химик по профессии,известный своими работами в области философии науки. Он выходец из Венгрии,окончил Будапештский университет и стал доктором медицины в 1913 г. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. Во время Первой мировой войны был офицером медицинской  службы австро-венгерской армии. После войны работал над  приложением квантовой теории  к  третьему закону  термодинамики и  над теорией адсорбции. В 1916 г. опубликовал статью по этому вопросу. В 1917 г. химический факультет Будапештского университета присудил ему докторскую степень за работы в области теории адсорбции. После поражения коммунистической революции 1919 г. в Венгрии и установления там  репрессивного режима Хорти уехал в Германию. С 1923 г. преподавал в Высшем техническом училище в Берлине,  с 1926 г.– профессор физической химии. С 1923 г. по 1933 г. работал также в возглавляемом Ф. Габером Институте физической химии и электрохимии кайзера Вильгельма в Берлине (Далем); после прихода к власти нацистов эмигрировал  в  Англию. В  1933–48 гг.  Полани  был  профессором  физической химии Манчестерского университета. Написал работы по физике и теоретической экономике: «Атомные реакции»  (1932), «Полная занятость и свободная торговля» (1945). В 1944 г. был избран членом Королевской академии наук и получил много других почетных званий и наград. В 1948 г. Полани оставил карьеру химика и продолжил  научную  деятельность  как  профессор  социальных  наук  в  том  же университете (1948–59). После выхода в  отставку занимал почетную научную должность  в  Мертон-колледже  в  Оксфорде  (1959–61).  Он  является  одним  из разработчиков  квантово-механических методов для расчета скоростей химических реакций. По  философии и социологии науки наиболее известна его книга«Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958 ). Позиция Полани имеет свои отличия от взглядов Куна и Поппера в том что они ошибочно отождествляли его отказ от  деперсонифицированного представления о научном знании с объективностью отношений. Поллани, напротив,  утверждает: «Идеал безличной,  беспристрастной  истины  подлежит  пересмотру  с  учетом  глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина».  За  это  Поппер  обвинил  Полани  в  иррационализме.  Сторонники  Полани называли его позицию «посткритическим рационализмом». Ее суть: 1) признание факта, что науку делают люди, обладающие определенным мастерством (искусству познавательной деятельности и ее тонкостям нельзя научиться по учебнику, она дается лишь в непосредственном  общении с мастером); 2) люди, делающие науку, не могут быть механически и просто отделены от  производимого ими знания и заменены другими приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников; 3) посредством своей эпистемологии «личностного знания» он вводит в современную философию науки мотивы ценностной ориентации ученого, его научный опыт как внутреннее переживание, веру в науку, личную ответственность перед ней. Знание такого типа он назвал неявными знаниями. Личностное знание – это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего. Он уверен, что установление истины имеет зависимость от ряда наших собственных, имплицитных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению. Полани по-новому оценивает роль веры в познавательном процессе, отличая это  понятие от трактовки веры в узком смысле как религиозной. Вера является источником знания. Разум  опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению.  Использование в науке аксиом, постулатов и принципов уходит своими корнями в нашу убежденность, т.е. в широком смысле в веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся нашему познанию. Согласие явное и  неявное, интеллектуальная страстность, наследование культуры – все это предполагает некое состояние  нашего  сознания, тесно связанное с верой. Содержательное исследование личностного  знания  строится  философом  при  помощи  анализа  соотношения мышления и знания. В концепции личностного знания выделяются три основные области или три варианта соотношения мышления и речи: 1) область неявного знания,  словесное выражение которого не самодостаточно или же недостаточно адекватно (ее называют областью «невыразимого» – это особое знание, основанное  на  переживаниях  и  жизненных  впечатлениях,  которое  трудно  поддается передаче и социализации; 2) область знания хорошо передается средствами речи и существует в виде некоторой информации; 3) область знания называемая областью  «затруднительного  понимания», которая находится между невербальным содержанием мышления и речевыми средствами, которые не в состоянии концептуализировать содержание мысли. Принципиальные новации концепции Полани состоят в том, что сам смысл научных положений зависит от неявного контекста скрытого знания, имеющего в своих  глубинных основах инструментальный характер. Смысл научного суждения формируется путем внутреннего  прочтения текста «для себя» и усилий по его артикуляции «вовне», посредством языковой системы. Полани утверждает, что смысл неотделим и от той личной уверенности, которая вкладывается в провозглашаемое научное суждение.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ПОЛАНИ Майкл
12 марта 1891, Будапешт22 февраля 1976, Нортхемптон, Англия) — британский ученый, видный специалист в области физической химии, один из основоположников «исторического» направления в философии науки. Окончил медицинский факультет Будапештского университета, изучал физическую химию в Высшей технической школе в Карлсруэ (Германия). Работал в Институте химического волокна (1920), затем в Институте физической химии в Берлине (1923). Профессор Института Макса Планка (1926). С приходом к власти нацистов эмигрировал в Англию ( 1933). Профессор физической химии и социальных наук в Манчестерском университете. Член Мертон-колледжа в Оксфорде (1959), Общества Макса Планка (1949), иностранный член Американской Академии искусств и наук, член Международной Академии философии науки (1962), почетный доктор многих университетов мира.
С 1930-х гг. Полани выступил с критикой тоталитаризма и его губительного влияния на культуру. В 1950-х гг. он сформулировал ряд принципиальных положений философии науки. Наука и другие виды человеческого познания, согласно Полани, обладают общностью, состоящей в принципиальной неустранимости субъекта из всех возможных реконструкций познавательных процессов. Тем самым философия науки Подали, примыкая своими идеями и методами к социологии познания, оказалась альтернативой как позитивизму, так и «критическому рационализму», т. е. наиболее влиятельным направлениям в философии науки 1960—70-х гг. Полани подверг критике основные положения позитивистов: программу «эмпирицизма», т. е. элиминации «теоретических» (не имеющих адекватного перевода в языке наблюдения) терминов из структуры научных теорий; индукгивизм и кумулятивизм как принципы логики научного познания и реконструкции истории науки; демаркационизм (утверждение о возможности проведения четкой разграничительной линии между наукой и философией). Вместе с тем Полани выступил против «эпистемологаи без познающего субъекта» К. Поппера, т. е. против идеи о возможности логико-рациональной реконструкции познавательного процесса в отвлечении от культурно-исторической, социальной его детерминации. Согласно Полани, факторы социокультурного контекста оказывают важнейшее воздействие не только на организацию научно-исследовательской работы ученых, но и на содержание научной деятельности.
Для оценки научных теорий важнейшее значение имеет «неявное знание» (tacit knowledge), которое приобретается и осваивается только в непосредственном общении ученых. Это знание практически не выражается в явной форме — в виде описаний, диаграмм, инструкций или текстов в учебниках, оно всегда остается «за кулисами» той сцены, на которой происходят интеллектуальные дискуссии, но существенно воздействует на их содержание и характер. Такое представление о научном знании Полани и его последователи назвали «посткритическим рационализмом», что означало ориентацию на поиск более гибкого понимания научной рациональности, ориентированного на органическое единство культуры и ее интеллектуальных компонент.
Рациональность научного познания не может быть сведена к некой формальной логике исследования и открытия, фактическое содержание научного знания и его логическая структура не тождественны. Научное познание не было бы возможным, если бы не существовала рациональность познаваемых объектов — внутренняя разумность мира. Но нельзя полагать, будто дедуктивные или индуктивные процедуры в достаточной мере позволяют раскрыть эту объективную рациональность. Научное познание позволяет соотнести последнюю с человеческим миром; в этом процессе участвуют интуиция, чувство красоты, продуктивное воображение. Получаемая в познавательных процессах информация всегда богаче той, которая проходит через сознание и может быть вербализована. Значения терминов определяются контекстом их употребления и, следовательно, всегда включают в себя «неявное знание»; понимание этих значений предполагает непосредственное включение субъекта в данный контекст. Семантические воззрения Полани были близки функциональным и контекстуальным теориям значения (Огден, Ричарде, Малиновский и др.).
Важнейшим условием понимания Полани считает доверие тем концептуальным средствам познания, которыми располагает научное сообщество. Поэтому приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить так, как это следует из рекомендаций научной элиты, авторитет которой в сознании субъекта непререкаем. Конфликты между авторитетными мнениями и изменения в фундаментальных убеждениях — нормальное условие научного роста, однако нельзя думать, что этот процесс может завершиться победой одного из соперничающих мнений, которое выдаст себя за истину в последней инстанции. Прогресс науки заключается не в движении к некоему универсальному «безличному» знанию, а в увеличении возможностей личного соучастия в познавательных процессах, расширении систем образования и профессиональной исследовательской деятельности. Такое понимание науки сближало концепцию Полани с идеями Л. Флека, Т. Куна, С. Тулмина, П. Фейерабенда и др. критиков традиционных концепций научной рациональности.
Соч.: The Contenpt of Freedom: The Russian Experiment and After. L., 1940, Full Employment and Free Trade. L., 1945; Science, Faith and Society. L., 1946; The Logic of Liberty: Reflections and Rejoinders. L., 1951; The Study of Man. L„ 1959; Beyond Nihilism. L., 1960; The Tacit Dimension. L., 1967; Knowing and Being. L., 1969; Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
В. Н. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.02 мб

Теологические интерпретации философии науки Майкла Полани

Яровов А.Н.
В статье рассматриваются примеры интерпретации теории науки Майкла Полани в контексте теологической философии.
Читать PDF
204.29 кб

Взаимосвязь традиции и свободы в концепции развития научного знания Майкла Полани

В. В. Мороз, А. Н. Яровов
Статья посвящена специфике понимания традиции и свободы в философии науки Майкла Полани. Авторы статьи обращаются к концепции личностного знания, в рамках которой продемонстрирована взаимосвязь этих понятий.
Читать PDF
113.07 кб

2002. 03. 002. Торпч. Наука против модернизма: релевантность социальной теории Майкла Поланьи. Thorp

Фомичев П. Н.

Похожие термины:

  • КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ МАЙКЛА ПОЛАНИ

    Майкл Полани (1891–1976), как и многие другие философы науки, до обращения к философской проблематике занимался естественными науками, а конкретно – физикой и химией. Полани традиционно считают одним